Не так давно я
прочел два романа классика американской фантастики Филипа Дика: "Стигматы
Палмера Элдрича" (1965) и "Лабиринт смерти" (1968).
Интересные произведения, хотя к шедеврам фантастики их не отнесешь. А причина
этого одна: идеи, которые лежат в основе того и другого романа — просто
великолепны, а вот воплощение их оставляет желать лучшего. Не нужно думать, что
Дик написал плохие романы — дело здесь в другом.
Значительная
часть фантастической литературы вообще не имеет никакой идеи. Возьмем
толкиеновского "Хоббита" — какие-то вымышленные уродцы отправились
в поход за золотом. Шли, шли и дошли, а
потом главный герой успешно вернулся домой. Обычная сказка, в основе которой
нет ничего. У Дика не так. Его произведения — это не приключенческая литература
для подростков. В основе той и другой книги есть определенная философия, которую автор пытается донести до
читателя.
В
"Стигматах" Дик поместил главных героев в такую ситуацию, когда они
потеряли связь с реальностью и уже не могут разобраться, где они находятся - в
реальном мире или мире, который создан Палмером Элдричем. Этот Элдрич, который
вернулся из путешествия к другой планете, как выясняется по ходу дела уже вовсе
и не человек, а Нечто, засланное на Землю с другой планеты для порабощения
землян. Достаточно лишь принять предлагаемый Элдричем наркотик и человек
попадает под полный контроль этого инопланетного Нечто, маскирующегося под
Палмера Элдрича.
Очевидно, что
в романе содержится мысль, что определенный наркотик может не просто менять
восприятие реальности — он может забросить в иной мир, выбраться из которого
практически невозможно. Да и сама по себе выдумка о том, что инопланетное
вторжение может осуществляться совсем не в нашем физическом мире, а через мозг
человека — весьма интересна. В рамках заявленной идеи автору было где
развернуться, но Дик этого так и не сделал.
В книге очень малое число действующих лиц и событий
— по-настоящему "Стигматы" до романа явно не дотягивают. Этот Палмер
Элдрич (т.е. те, кто за ним скрываются) явно замыслил поработить всех землян,
но у Дика этих землян в произведении очень немного — не более десятка. А ведь
такая идея требовала явно более глобального подхода, но автор ограничился всего
несколькими героями. Вот, представьте, что "Война и мира" Толстого
раз в 5 тоньше, чем оригинал. Все сжато, сокращено, куча персонажей выброшена,
чтобы не увеличивать объем произведения. Что-то подобное и у Дика. Сюжет есть,
необходимый минимум действий присутствует, но чувствуешь, что тебя несколько
обманули. Недодали текста!
В
"Лабиринте смерти" "недоработка" Дика несколько в другом:
роман основан на трюке, который сейчас знаком каждому школьнику, а в 60-е годы
был еще не таким приевшимся. Весь мир сконструированный автором, в итоге
оказывается выдуманным. Автор всю дорогу обманывает читателя, и лишь в конце
книги мы узнаем, что на самом деле реальность совсем иная. Но это еще не все:
на самых последних страницах вновь резкий поворот! Оказывается, что тот первый
мир не полностью выдуман! И вот этот второй внезапный разворот сюжета лично
меня сильно озадачил. А нужно ли было автору дважды нас вводить в заблуждение?
Если бы он ограничился только одним "обманом", то, пожалуй
"Лабиринт" в итоге был бы гораздо сильнее — была бы такая мрачная
философская фантастика. Но это лишь первое впечатление. Возможно, что нужно
прочитать роман еще раз, чтобы точно понять, что же в итоге хотел донести до
нас Филип Дик, и не переборщил ли он в итоге? Может быть, ошибаюсь как раз я, а
не автор "Лабиринта".
Комментариев нет:
Отправить комментарий