воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Филип Дик: великолепные идеи без адекватного воплощения

Не так давно я прочел два романа классика американской фантастики Филипа Дика: "Стигматы Палмера Элдрича" (1965) и "Лабиринт смерти" (1968). Интересные произведения, хотя к шедеврам фантастики их не отнесешь. А причина этого одна: идеи, которые лежат в основе того и другого романа — просто великолепны, а вот воплощение их оставляет желать лучшего. Не нужно думать, что Дик написал плохие романы — дело здесь в другом. 
 
Значительная часть фантастической литературы вообще не имеет никакой идеи. Возьмем толкиеновского "Хоббита" — какие-то вымышленные уродцы отправились в  поход за золотом. Шли, шли и дошли, а потом главный герой успешно вернулся домой. Обычная сказка, в основе которой нет ничего. У Дика не так. Его произведения — это не приключенческая литература для подростков. В основе той и другой книги есть определенная  философия, которую автор пытается донести до читателя.
В "Стигматах" Дик поместил главных героев в такую ситуацию, когда они потеряли связь с реальностью и уже не могут разобраться, где они находятся - в реальном мире или мире, который создан Палмером Элдричем. Этот Элдрич, который вернулся из путешествия к другой планете, как выясняется по ходу дела уже вовсе и не человек, а Нечто, засланное на Землю с другой планеты для порабощения землян. Достаточно лишь принять предлагаемый Элдричем наркотик и человек попадает под полный контроль этого инопланетного Нечто, маскирующегося под Палмера Элдрича.
Очевидно, что в романе содержится мысль, что определенный наркотик может не просто менять восприятие реальности — он может забросить в иной мир, выбраться из которого практически невозможно. Да и сама по себе выдумка о том, что инопланетное вторжение может осуществляться совсем не в нашем физическом мире, а через мозг человека — весьма интересна. В рамках заявленной идеи автору было где развернуться, но Дик этого так и не сделал. 
В книге очень малое число действующих лиц и событий — по-настоящему "Стигматы" до романа явно не дотягивают. Этот Палмер Элдрич (т.е. те, кто за ним скрываются) явно замыслил поработить всех землян, но у Дика этих землян в произведении очень немного — не более десятка. А ведь такая идея требовала явно более глобального подхода, но автор ограничился всего несколькими героями. Вот, представьте, что "Война и мира" Толстого раз в 5 тоньше, чем оригинал. Все сжато, сокращено, куча персонажей выброшена, чтобы не увеличивать объем произведения. Что-то подобное и у Дика. Сюжет есть, необходимый минимум действий присутствует, но чувствуешь, что тебя несколько обманули. Недодали текста! 
 
В "Лабиринте смерти" "недоработка" Дика несколько в другом: роман основан на трюке, который сейчас знаком каждому школьнику, а в 60-е годы был еще не таким приевшимся. Весь мир сконструированный автором, в итоге оказывается выдуманным. Автор всю дорогу обманывает читателя, и лишь в конце книги мы узнаем, что на самом деле реальность совсем иная. Но это еще не все: на самых последних страницах вновь резкий поворот! Оказывается, что тот первый мир не полностью выдуман! И вот этот второй внезапный разворот сюжета лично меня сильно озадачил. А нужно ли было автору дважды нас вводить в заблуждение? Если бы он ограничился только одним "обманом", то, пожалуй "Лабиринт" в итоге был бы гораздо сильнее — была бы такая мрачная философская фантастика. Но это лишь первое впечатление. Возможно, что нужно прочитать роман еще раз, чтобы точно понять, что же в итоге хотел донести до нас Филип Дик, и не переборщил ли он в итоге? Может быть, ошибаюсь как раз я, а не автор "Лабиринта".

Комментариев нет:

Отправить комментарий