Биография
Александра Зиновьева наглядно демонстрирует процесс творческого харакири –
когда под конец жизни человек, десятилетия отстаивающий одни ценности, вдруг
меняет их на прямо противоположные и принимается уничтожать все то, чему он, по
сути, посвятил свою жизнь. В каком-то роде такое было свойственно Льву Толстому
и Александру Солженицыну, но в случае Зиновьева все это выразилось в наиболее
яркой форме.
"Зияющие
высоты" – произведение, которое и сделало имя Зиновьеву. Это сатира на
советское общество, которая написана в доселе неизвестной для литературы форме.
Серьезная работа по социологии разбавлена небольшими новеллами, в основном
повествующими об организации жизни в вымышленном городе Ибанске. Новеллы слабо
связаны друг с другом, никакой общей сюжетной линии у книги нет – объединяют их
лишь одни и те же герои, которые фигурируют под прозвищами (Шизофреник,
Социолог, Врач, Болтун, Правдец и т.д.). Текст местами весьма пошлый (Ибанск,
ибанизм, Заибан, театр на Ибанке), много сортирного юмора.
Первый раз я
прочитал это произведение в разгар раннего ельцинизма, а повторно – в начале
полного и окончательного путинизма. И восприятие этой книги через 20 лет
изменилось существенно. Да, местами она написана весьма смешно. И некоторые
детали советского строя подмечены весьма точно. Вот только не следует думать,
что в книге содержатся какие-то открытия по поводу советского общества,
поведения советского человека и человека вообще. При прочтении
"высот" никаких тайн бытия вам не откроется.
В
произведении много точных наблюдений над поведением людей, делаются попытки
теоретически объяснить это поведение, но никакой внятной теории в
"высотах" не содержится. Прочитав эту книгу, вы будете знать о
человеке и социуме столько же, сколько и до ознакомления с ней. Чтобы объяснить читателю, как устроен
этот мир – необходимо самому понимать, что вокруг происходит. Зиновьев с этим
так и не разобрался до самой своей смерти. Так что, "Зияющие высоты"
лучше воспринимать как литературное произведение и не забивать себе голову
разными заумными вопросами, которыми загружает читателя автор.
По крайней
мере, посмеяться при чтении действительно можно, хотя и не часто.
В книге
обильно используется юмор абсурда. Вот характерные примеры: "На том берегу
вырос новый район из домов, одинаковых по форме, но неразличимых по
содержимому"; "Командир гарнизонной Бани произнес речь, которую никто
не слушал, но все запомнили"; "И тут же прибыл Паникер – курсант
Ибанов, прославившийся на всю Школу тем, что сначала говорил, а потом не
думал"; "Мазила с трудом раздобыл комнатушку под мастерскую за свой
счет, которого у него не было".
Это действительно смешно, но смысл как таковой в этих фразах
отсутствует.
Есть хорошо
написанные фразы, абзацы, и даже целые новеллы. Как вам это высказывание? -
"Писать он не любил и не хотел. Ему приходилось делать невероятные усилия,
чтобы хватать исчезающие с молниеносной быстротой беспорядочные мысли и
приколачивать к бумаге". Замечательно сказано! Словно про меня написал!
А вот как
Зиновьев написал про современное телевидение, когда описывал наше будущее, - и
это в середине 70-х, когда в СССР был один телеканал (!): "Сто каналов, и
почти никакой информации о реальной жизни. Сплошное вранье. Или мелочи. А
главным образом – их идиотское кривляние. Речи. Парады. Заседания. Вручения.
Поздравления. Бог мой, неужели этому нет конца? А где же настоящая
жизнь?"…
Основная
проблема книги в отсутствии редактуры. 600 страниц мелким шрифтом при полном
отсутствии связного сюжета – это же кошмар для читателя! Все это больше
напоминает не цельное произведение, а некий склад мыслей, куда Зиновьев собирал
все, что приходило ему в голову. А потом он взял и опубликовал все это добро на
Западе, без какой-либо редакторской правки. По хорошему, выкинуть бы из книги
примерно треть, если не половину текста: необязательные сценки с главными
героями, значительную часть социологических вставок, поэтическую
"Балладу" и другие стишки, всю линию со школой пилотов и ее сортиром
– книга воспринималась бы гораздо лучше.
В целом общая
направленность произведения мне не понравилась. "Зияющие высоты"
крайне пессимистичны и по большому счету – бесполезны. Зиновьев абсолютно все
высмеивает, не видит ничего хорошего ни в прошлом, ни в настоящем, ни в
будущем, и вместо критикуемой реальности не предлагает никакой
альтернативы.
Тем
удивительнее была метаморфоза, случившаяся с Зиновьевым в 90-е годы, когда он
вернулся из эмиграции в Россию. Вместо заслуженного критика советского строя
потрясенная общественность вдруг встретилась с его апологетом! Вот что он стал
писать в те годы: "Нельзя оплевывать прошлое. Если оплевывать прошлое, мы
ни шагу не сделаем в будущее". Как вам это? А ведь сам Зиновьев в
"высотах" и в еще паре книг, которые стали продолжением его
программного произведения, собственно, и занимался обхаркиванием всего
советского. А вот еще: "я считаю советский период вершиной российской
истории". Да? А чего же ты 20 лет поливал грязью все советское?
Зиновьев не
просто кардинально поменял свое мировоззрение – он по факту отказался почти от
всего того, что написал в 70-80-е – от тех произведений, которые и сделали ему
имя. Прямо скажем, умный человек так не поступает.
Несмотря на
авторское идейное харакири, зиновьевские "Зияющие высоты" актуальны и
поныне. Ибанск не только сохранился – он вырос вверх и покрылся станциями
сотовой связи. Ибанцы тоже никуда не делись – они все также сидят по вечерам на
своих диванах и тупо пялятся в телевизор (количество каналов в этом телевизоре
резко возросло, что на пользу жителям Ибанска явно не пошло). Заибан – тоже на
месте. И снова выбирается пожизненно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий