Прочел я сборник повестей и
рассказов Андрея Платонова, в который включены наиболее известные его
произведения, за исключением "Котлована" и "Ювенильного
моря". Оценить этот сборник в целом не получается – уж очень разные в нем
рассказы и повести. Ранние произведения Платонова ("Епифанские шлюзы"
и "Сокровенный человек") вполне можно рекомендовать даже школьникам.
В "Епифанских шлюзах" автор пишет о событиях петровского времени, и
лично у меня повесть вызвала интерес чисто исторического свойства: а было ли
что-то подобное в реальности? Действительно нечто похожее происходило в те
далекие времена, но закончилось все совсем не так, как у Платонова.
Страницы этих
ранних повестей населяют вполне живые люди, которые весьма похожи на окружающих
и не напоминают пациентов психиатрических клиник. Некоторое увлечение
необычными словесными оборотами у писателя уже ощущается, но они не подавляют
саму историю. А многие платоновские фразочки в этих повестях реально хороши.
Вот ряд примеров: "Малоизвестный язык, странный народ и сердечное отчаяние
низложили Перри в трюм одиночества"; "Покуда векует на свете душа,
потуда она и бедует"; "Время шло без тормозов. Пушки работали с
постоянно уменьшающимся напряжением. Красноармейские резервы изучали от
безделья природу и общество, готовясь прочно и долго жить."; "В депо
сопели дремавшие паровозы, а на путях беспокойно трепалась маневровая кукушка,
собирая вагоны в стада для угона в неизвестные края".
Начало карьеры
у Платонова получилось многообещающим, но потом с писателем что-то случилось.
Его практически перестают печатать в СССР, и я понимаю, почему. Его
произведения, за небольшим исключением вроде "Ювенильного моря",
становятся просто ужасными. И дело совсем не в особом платоновском языке - их
просто неприятно читать. Наиболее яркие примеры: "Усомнившийся Макар"
(1929) и "Мусорный ветер" (1934). Вряд ли какое издательство взялось
бы за их продвижение, появись они сейчас. И уж тем более они были не к месту в
30-е годы.
"Усомнившийся
Макар" – это рассказ о деревенском олигофрене, который попадает в Москву.
Читать о его похождениях совсем не весело. Выискивать между строчек этого
жуткого рассказа какой-то смысл – занятие еще более тягостное.
"Мусорный
ветер" – сюрреалистическая притча на материале нацистской Германии. В
данном случае из-под пера Платонова вышло нечто крайне склизкое и пахучее –
читать произведение по-настоящему противно.
Но больше всего
у Платонова в этом сборнике рассказов, которые неприятно читать по той же
причине, что и "Макара" - герои их не от мира сего ("Фро",
"Река Потудань", "Июльская гроза", "Юшка").
Причем, не только главные действующие лица не в себе: в "Реке
Потудани" оба героя - Он и Она – душевнобольные. В "Юшке" и
вовсе нормальных людей не просматривается. В ряде рассказов персонажи Платонова
живут в каком-то полностью выдуманном мире, что тоже не улучшает восприятие его
произведений ("Река Потудань", "Юшка").
Писатели часто
от чего-то страдают, но не все делятся своими печалями с читателями. В то же
самое время, когда творил Платонов, Михаил Зощенко переживал сильнейший
психологический кризис, но он старался по-прежнему писать смешные рассказы,
чтобы не разочаровать свою аудиторию. Платонов в этом отношении себя не
ограничивал и читателей не жалел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий