Массимо Монтанари.
"Голод и изобилие.
История питания в
Европе"
Книга
итальянского историка вышла в Италии в 1993 году (у нас ее напечатали в
2009-м). Несмотря на малый объем (всего 210 страниц), работа получилась весьма
занимательная и информативная. Очень многие исторические сочинения, посвященные
биографии Европы, грешат односторонностью: главное внимание авторы уделяют
войнам, религиозным вопросам и династическим распрям, забывая про остальные
аспекты жизни человеческих популяций. Монтанари в своей книге заполняет один из
таких пробелов в истории Европы, связанный с питанием.
Скажи мне,
что ты ешь, и я скажу, кто ты – именно так начинает свой кулинарно-исторический
обзор Монтанари. Чем отличалась римская цивилизация от варваров? Очень многим,
включая и питание. Рим – вегетарианская культура. Основные продукты,
потребляемые римским гражданином: пшеничный хлеб, оливковое масло и вино. Ели
римляне и мясо, и овощи, и рыбу, но все это были второстепенные продукты. А вот
без трех первых представить римскую цивилизацию просто невозможно. А какой
основной продукт был у германских варваров? - Свинина! А пили германцы кобылье
молоко и пиво (без хмеля).
В Риме
ценилась умеренность в еде, у германцев – способность съесть как можно больше мяса.
И что любопытно, жили сытно не только сами германцы, но и их свиньи. Набирающие
вес хрюшки у древних германцев подрастали в гораздо более комфортных условиях,
чем современные свиньи: они паслись в лесах. И речь идет не о диких кабанах, а
именно о домашних свиньях! В раннем Средневековье на определенном этапе даже
лес измерялся в свиньях! Размер лесных угодий зависел от того, сколько хрюшек
могли там прокормится.
Некоторые
люди, жрущие все подряд, очень любят ссылаться на предков и традиции: мол, мой дед
жрал все, отец жрал, и я буду жрать! И идите вы в одно место со своими диетами!
Но на самом деле наши предки не были всеядными, и их рацион был весьма
ограниченным. И предки придерживались раздельного питания: мясо и хлеб (в
различных видах) не смешивали. Современная европейская традиция совмещения мяса
и хлеба как основных продуктов питания основана на симбиозе римской и
варварской систем питания, который возник лишь после крушения Западной Римской
империи. Да и то не сразу, и не во всех местностях Европы.
Весьма
любопытно было узнать из книги, что в Древнем Риме хлеб должен был быть
обязательно пшеничным, а рожь считалась сорняком. Помните об этом, когда
приходите в магазин за продуктами! Лишь когда Римская империя стала
разрушаться, рожь в Европе превратилась в основной злак, поскольку ее
выращивать было намного легче. Именно поэтому у нас так популярен ржаной хлеб.
Решающее
событие в истории европейского питания по Монтанари было связано с отменой прав
свободного доступа в лес для большинства населения. Эти права были узурпированы
феодалами. Данное обстоятельство привело к качественному изменению питания
низших слоев, лишенных возможности добывать лесную дичь и выращивать свиней на
лесной пище. Для большинства крестьян основной едой с 11 столетия становится
ржаной хлеб и лишь на средиземноморском побережье главной злаковой культурой
остается пшеница.
На протяжении
последних двух тысячелетий Европа проходила через различные периоды в плане
обеспечения населения продуктами питания. Неправильно говорить о том, что в
Средневековье население голодало, а в эпоху Возрождения и Новое время ситуация
становится лучше. Такой зависимости нет. К примеру, 12-13 века в Западной
Европе (позднее Средневековье) – достаточно благоприятное время. Экономика
растет, голодовки населения весьма редки. Но в 70-е годы 13 столетия начинается
экономический кризис, и уже в начале следующего века в Европу приходит голод.
На Пиренеях в 1302 году вымирает до четверти населения. А в 1347 году в Европу
заявилась черная крыса и принесла чуму. Есть мнение, что именно длительное
голодание способствовало сокрушающему удару чумы по ослабленному населению.
Но жизнь как
зебра. После эпидемии чумы жить в Европе становится лучше, веселей и сытней.
Едоков становится гораздо меньше, и мясо вновь становится доступно широким
слоям населения. Особенно много мясных продуктов в то время употребляли в
Германии, Польше, Швеции, Англии и Нидерландах. Даже на крестьянском столе этот
продукт стал встречаться весьма часто. Но если крестьяне довольствовались в основном
мясом от свиней, которые содержались в стойле (доступ к лесу был для крестьян
закрыт), то город перешел на говядину и баранину. Но не везде в Европе
объедались мясом - на побережье Средиземного моря по-прежнему придерживались
вегетарианских традиций в питании – как и в римские времена. Сытные европейские
времена продолжались до 16 века.
После
прочтения книги Монтанари становится понятно, по какой причине некоторые
привычные сейчас продукты питания попали в
европейское меню.
Сильное
влияние на диету человека тех времен оказывала католическая церковь, которая со
своими постными днями портила настроение тогдашним мясоедам: им запрещалось
употреблять мясо в пищу от 140 до 160 дней в году! И тогдашние попы добивались
своего отнюдь не уговорами. При Карле Великом нарушителям поста грозила
смертная казнь! Но рыбу есть разрешалось. И рыба в таких "постных"
условиях стала продуктом, который заменяет мясо, и тем самым ее роль в рационе
резко возросла по сравнению с античными временами. Беда была в том, что это
продукт скоропортящийся, но и здесь был найден выход: рыбу стали солить и
вялить. Экономика целых европейских регионов была основана на заготовке рыбы. А
все из-за того, что попы перегнули палку по поводу постных дней.
Что
интересно, но протестанты разошлись с католиками и на почве отношения к еде.
Лютер отверг посты, которыми католическая церковь мучила народ. В отличие от
итальянцев и других южан, мясоедам-германцам было трудно без мяса во время
постов. Неудивительно, что бунт против власти папы нашел свою поддержку именно
в Германии и в тех местностях Европы, где мясо исторически было едой № 1.
В эпоху
Возрождения в Европе появляются и другие знакомые нам сейчас продукты, которые
европейцы ранее не употребляли. В Испании широкое распространение получил рис.
В Западной Европе в 17 веке стала популярна гречиха. Открытие Америки привело к
широкому культивированию маиса, который, впрочем, больше считался кормовой
культурой, чем пищевой. В 18 веке Европу завоевал картофель.
Казалось бы,
разнообразие стола должно улучшать питание населения, но все было наоборот.
Большая часть новых продуктов появилась как замена традиционным мясу и хлебу,
поэтому распространение новых продуктов сопровождалось ухудшением питания
простого народа. С середины 16 столетия европейцы ели все меньше и меньше мяса,
кроме горных пастушеских районов. Этому способствовал рост населения, запрет
держать скотину в городе из-за увеличения плотности городской застройки,
сокращение торговли с Востоком из-за турков. Сначала на замену мясу приходит
хлеб, но не пшеничный, а из смеси злаков. Позже и хлеб будет вытеснен
картофелем и кукурузой. Чем больше хлеба в рационе – тем сильнее воздействуют
на население неурожайные годы. А неурожаи в то время становятся слишком
частыми. В 17 веке европейское население проходит через несколько тяжелых
голодовок.
Сахар в
Европу попадает достаточно поздно: в 14-15 веках. Употребление сахара было
больше характерно для средиземноморских стран. В 16 столетии сахар – один из
основных продуктов питания, который используется для приготовления блюд, но не
для подслащивания напитков. Пьют европейцы в это время не чай и кофе, а
"старое доброе" вино и пиво. И пьют много.
Один-два
литра вина или несколько литров пива на человека в день – это была норма для
тогдашней Европы. Пили так много просто потому, что хотели пить. Нужно
учитывать, что люди в то время ели много засоленных продуктов, а запивать их
простой водой было нельзя – в лучшем случае ее разбавляли вином как
антисептиком. Вину приписывались и лечебные свойства. Как свидетельствуют
документы, больные пили его даже в больницах! Все-таки люди из далекого
прошлого в ряде аспектов были гораздо разумнее нынешнего поколения. Наши
современные российские
"интеллектуалы" дошли до того, что пиво и вино приравняли к
водке! А история свидетельствует, что вреда от пива и вина, кроме пользы, нет.
Пили вино и пиво, "не просыхая", в Европе, а спилась почему-то
Россия… С этими самими "интеллектуалами" во власти.
Кофе и чай
начинают входить в моду только в начале 17 столетия, как и крепкие спиртные
напитки (водка, ром, виски, джин). Сначала в Европу пришло кофе,
позаимствованное у турок, пить чай стали чуть позже. И кофе, и чай были долгое
время элитарными напитками, но к концу 18 века в некоторых странах они уже
употреблялись самыми широкими народными массами. И чай, и кофе успешно
вытесняли в Европе вино и пиво. Наши депутаты полагают, что все можно решить
запретами, а история нам показывает, что одна мода (в том числе и в питании)
успешно вытесняется не запретами, а другой модой.
18 столетие в
Европе характеризуется резким ростом населения, что повлекло за собой
агротехническую революцию в сельском хозяйстве: посевные площади не просто
расширяются – меняется сам способ их использования. Растет роль картофеля,
который в отличие от зерновых менее зависим от климатических изменений (да и
военных действий), а также позволяет прокормить большее количество людей на
равных посевных площадях. По той же причине наблюдается рост производства
кукурузы. Голодовок населения это не остановило, но массового вымирания
европейцев в 18 веке уже не наблюдалось.
К сожалению,
на одной кукурузе не проживешь. Переход простого народа на этот продукт привел
к распространению на континенте страшного заболевания пеллагры, вызванной
недостатком никотиновой кислоты. Когда население не имело возможности
разнообразить свой рацион и выживало только за счет кукурузы – его поражала
пеллагра. Монтанари: "пеллагра двигалась следом за кукурузой".
Но картофель
или кукуруза не везде стали главной пищей простого населения. В Центральной и
Южной Италии их место заняла паста ("макароны"). Это был хлеб,
который мог хранится очень долго, что было незаменимо при неурожаях. Население
южной Италии не голодало, в отличие от тех районов Европы, которые зависели от
картофеля или кукурузы. В Европе паста
стала известна в 12 веке – на Сицилии. И именно сицилийцев первыми прозвали
"макаронниками". А с 18 столетия это "почетное" прозвище
перешло к неаполитанцам.
Решающий
перелом в питании простых европейцев произошел в конце 19-го столетия.
Промышленная революция позволила людям опять вспомнить о мясе. К концу века к
традиционному для германской Европы мясному столу вернулись англичане, а все
остальные европейцы (не попавшие в советскую зону оккупации) в 50-е годы 20
века. Но такой возврат к сытному прошлому касается лишь Европы, а не России.
Про нашу страну Монтанари в принципе упоминает очень редко – и это понятно. Она
как опухоль: не то, чтобы существует совсем отдельно от Европы, но и частью
здорового европейского организма ее не назовешь.
В России
кормить население мясом стали уже после написания Монтанари своей книги - в
начале 21 века, когда на полную мощь заработала программа "нефть в обмен
на продовольствие". Но радость длилась недолго. Когда Россия стала
"вставать с колен", от мяса было решено отказаться. А заодно от
сыров, помидор и яблок. Нашим поводырям и хранителям скреп - все, а нам –
вечный пост. Таковы традиционные российские ценности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий