Сильно сомневаюсь, что
Микеланджело понравилась бы эта книга
за авторством Александра Махова, которую
издательство "Молодая гвардия"
окрестило биографией и выпустило в
своей серии "Жизнь замечательных
людей". А все потому, что эта работа
написана в стиле журнала "Караван
историй", который специализировался
на беллетристике для домохозяек.
Несмотря на то, что в
биографическом жанре выдумки недопустимы,
различные авторы этого издания смело
знакомили читателей с мыслями, которые
крутились в головах героев, и не стеснялись
приводить в книге такие диалоги,
свидетелей которых заведомо не было.
Так поступил и Махов: он рассказывает
о выдающемся скульпторе, художнике и
архитекторе эпохи Возрождения как
человек, который опекал маленького
Микеланджело, был его наставником в
подростковом возрасте и настоящим
членом семьи, когда тот подрос. Благодаря
этому Махов имел все возможности
стенографировать для потомков встречи
гения с другими людьми, а также сумел
выудить из творца-интроверта массу его
оценок и суждений по тому или иному
поводу.
Поразительно, но
временами автор начинает полемизировать
с ранними биографами Микеланджело –
Кондиви и Вазари, сообщая, что их сведения
о том или ином эпизоде из жизни творца
несколько сомнительны. Это действительно
так – они оба тоже увлекались
беллетристикой, но со стороны Махова,
который по части выдумки обогнал их
обоих вместе взятых, эта критика выглядит
особенно комично.
Ближе к концу книги
автор вбивает последний гвоздь в крышку
гроба своего нескончаемого произведения.
Для описания финального этапа в жизни
Микеланджело, когда он окончательно
осел в Риме, Махов использовал рукопись
некоего Донато Джанотти (найденную в
19 веке), который о римском периоде мастера
написал целую поэму. Вместо того, чтобы
критически оценить ту информацию,
которая содержалась в этой поэме (что
следовало сделать настоящему биографу),
эти стихи Махов использовал в тексте
своей биографии без какой-либо правки.
В результате Микеланджело и другие
герои книги стали изъясняться друг с
другом в стихотворной форме! И подобный
текст, где сочетается проза и диалоги
в стихах, встречается на протяжении
нескольких десятков страниц! Что еще
хуже: образ Микеланджело, который рисует
поэт Джанотти, совсем не похож на того
Микеланджело, чью статую изваял нам
Махов на предыдущих страницах. Герой
книги раздвоился.
Мало того, что у автора
реальный Микеланджело оказался погребен
под горой из выдумок и домыслов, реальные
факты из жизни своего героя Махов смело
игнорирует, если они ему не нравятся
или смущают его. И факты важнейшие для
понимания творчества Мастера.
К примеру, любому
человеку, знакомому с творчеством
Микеланджело, очевидно, что он был
чрезмерно увлечен обнаженной мужской
натурой. Всю Сикстинскую капеллу в
Ватикане (а это, между прочим, зал для
религиозных церемоний!) Микеланджело
украсил мускулистыми телами голых
мужчин и женщин (которые у него тоже
похожи на представителей сильного
пола). Зная, что в жизни мастера не было
ни одной дамы, но он не раз влюблялся в
мужчин, вывод о причине подобного
увлечения сделать не трудно. Но Махов
объясняет данный любопытный факт
следующим образом: "Всю жизнь страдая
от своей невзрачной внешности, Микеланджело
был одержим культом красивых лиц и тел,
чаще всего мужских, так как его привлекала
красота волевая, действенная…"!
Разумеется, Махов знает
правильный ответ, но сказать его так и
не решается. Казалось бы, в чем проблема
сообщить читателю, что преобладание в
творчестве Микеланджело голых мускулистых
мужских тел объясняется его соответствующей
сексуальной ориентацией? Но Махов
стесняется произнести слово "гей"
– возможно, потому что он автор старой
закалки, сформировавшийся в то время,
когда в СССР на гомосексуалистов смотрели
как на врагов народа. И хотя Махов
осторожненько старается намекнуть, что
у пожилого гения были очень странные
увлечения своими молодыми дружками, он
так и не смог совершить каминг-аут за
Микеланджело. Автор не называет их ни
"любимыми", ни "любовниками"
(кем они были в реальности - понять
сложно, вполне возможно связь Микеланджело
с этими парнями была чисто платоническая)
- по Махову они были просто друзьями
флорентийского гения.
Но бог с ней, с ориентацией
Мастера – умолчание о ней не самая
главная проблема этой работы. Я в принципе
не могу понять, в чем смысл подобных
книг, в которых совершенно невозможно
определить, где заканчиваются фантазии
автора и начинается рассказ о жизни
реального человека. Настоящей биографии
Микеланджело в книге Махова вы не
найдете, но и историческим романом эту
книгу не назовешь. Единственный плюс
работы в том, что автор знакомит читателей
с поэзией Микеланджело: в ней очень
много его стихов и есть даже отрывок из
поэмы. По этой причине почитателям
поэзии и тем, кого не тошнит от журнала
"Караван историй", эта книга может
даже понравиться. А желающим познакомиться
с реальной биографией Микеланджело
нужно искать что-то другое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий