Георгий Бурков. «Хроника сердца».
«Хроника сердца» - это не книга в привычном понимании, а сборник хаотичных дневниковых записей известного советского актера Георгия Буркова. Свой дневник он вел по примеру Льва Толстого, записывая в него не столько информацию о случившихся событиях, сколько свои размышления по разным поводам, а также собственные планы («летом поеду в Москву, повезу свои идеи»).
Благодаря сыгранным в кино героям, Бурков воспринимался публикой как простой советский работяга, который с радостью «станет третьим», если ему предложат. Иными словами, у актера был устойчивый имидж алкаша. В жизни Бурков действительно периодически крепко закладывал, но это единственное, что его роднит с созданным им образом простого советского выпивохи.
Из «Хроники сердца» читатель узнает, что актер был совсем не так прост, каким казался. Многие записи выдают в нем настоящего философа: «У меня другой счет, я живу в другом обществе: Христос, Платон, Сократ, Шиллер … Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Булгаков, Гегель, Станиславский, Есенин, Шукшин»; «со времен варягов русские люди хотят, чтобы государство было в услужении, а не правило, не угнетало… Служи. Охраняй границы. Не больше. Ясно, что мы русские будем кормить и одевать государство. Но не все же отдавать! А так именно и получилось. Из века в век»; «Социализм – отказ от опыта «меньшинства». «Меньшинство» - цвет нации. Нужна новая демократия, которая учитывает интересы большинства (чтоб они не сдохли и не убили друг друга из-за бездарности), выражает которые только «меньшинство»…
Неудивительно, что человек с таким складом ума советскую власть по-настоящему ненавидел: «У меня нет Родины, ибо у раба ее не может быть. Но если она у меня есть, то внутри меня, и так у многих. Но мы живем на чужой территории, а нашу Родину оккупировали коммунисты. Это не татары-монголы, это свои, и, пожалуй, в этом секрет их успеха»; «Мы в плену у посредственности, мы ее заложники. Мы должны перед ней отчитываться, мы должны как ссыльные, ежедневно отчитываться. И платить огромное содержание лагерной обслуге за то, что они тебя охраняют»…
В перестройку Бурков не верил и оказался прав (до развала СССР он не дожил, умерев после операции в июле 1990 года, в 57 лет): «не верю, что из того трагического положения, в котором мы находимся, нас выведут, как обещается, те же люди и силы, кто нас в этот тупик завел».
Несмотря на то, что многие мысли Буркова крайне интересны, и почитать его дневниковые записи достаточно любопытно, но «Хронику сердца» вряд ли можно порекомендовать широкому читателю. Дело в том, что записи Буркова плохо связаны друг с другом, и местами представляют собой даже не законченные высказывания по той или иной теме, а просто наброски мыслей, которые автор дневника быстро записал, чтобы вернуться к ним в дальнейшем.
А то, что он собирался вернуться к своим записям, в этом можно быть уверенным. Дело в том, что из «Хроники сердца» публика узнала, что у Буркова были грандиозные планы, относящиеся к литературной деятельности. И я ничуть не преувеличиваю! Он был актером, который все время мечтал стать писателем. Судя по дневниковым записям, еще в 1955 году (в 22 года) Бурков задумывал писать цикл романов (сразу цикл!), но за следующие тридцать лет так и не приступил к реализации своего замысла. Затем он собирался работать над созданием пьесы, книги по истории, книги об искусстве, романа о клопе… В итоге ничего из этого не осуществилось.
Были у Буркова планы, относящиеся к театру, который по факту оказался главным делом его жизни. Вместе со своим единственным другом - писателем, актером и режиссером Василием Шукшиным он планировал создать народный театр, но и здесь дело не сдвинулось с мертвой точки. Все мечты Георгия Буркова так и остались мечтами…
Комментариев нет:
Отправить комментарий