"Москва 2042" - роман-антиутопия,
написанный Владимиром Войновичем в эмиграции в 1986-м году. Это произведение не
относится к числу самых известных произведений писателя и вполне понятно, по
какой причине. Книга была опубликована в
неудачное время –в СССР как раз началась перестройка, которая быстро привела к
развалу Советского Союза. Таким образом, роман почти сразу после выхода стал
совершенно неактуальным - ведь в нем описано коммунистическое общество, которое
возникло не в результате распада советского государства, а его
последовательного развития. Вместо социализма в отдельно взятой стране в романе
Войновича был построен коммунизм в отдельно взятом городе - Москве. В
произведении автор описывает примерно тот же самый "развитой
социализм", но доведенный до абсурда: "каждый человек может войти
куда угодно и выйти оттуда совершенно бесплатно"….
В сущности,
роман "Москва 2042" долгое время воспринимался как некая сказка, над
которой местами можно посмеяться, но не более того. Но прошло 15-20 лет после
выхода книги и оказалось, что это не сатирический роман-антиутопия (как все
думали, включая и автора), а настоящее пророчество, приправленное сатирой.
Понятно, что Войновичу было легче стать пророком, чем Нострадамусу – уж очень
страна у нас подходящая для пророчеств. Бери самую дикую свою фантазию и
записывай на бумагу, а уж россияне постараются превратить ее в быль. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
– эти строчки из песни родились не на пустом месте.
Когда читаешь это произведение, то складывается
такое впечатление, что, не дожидаясь 2042 года, упыри в Кремле сделали этот
роман своей настольной книгой и принялись видоизменять нашу жизнь прямо по
тексту "Москвы".
Во-первых, к
власти в Кремле пришел чекист – как и в романе. Этот чекист у Войновича очень
быстро превратился (благодаря госпропаганде) в Гениалиссимуса. И хотя нашего
королька так не называли, но "национальный лидер" и "отец
нации" – термины почти равнозначные "Гениалиссимусу".
Во-вторых,
Гениалиссимуса в книге отправили в космос, чтобы он не мешал своему ближайшему
окружению править в Москве – нашего "отца нации" засунули в телевизор
с той же целью.
В-третьих,
церковь в коммунистическом обществе Москвы стала младшей сестрой партии".
Ну так и у нас ситуация схожая.
А вот
совпадений по мелочам в романе и реальной нашей жизни пока не очень много (все
же у нас бандитский капитализм, а там был коммунизм) но когда в России кончится
нефть (ждать осталось недолго), то вполне вероятно, что и нам, как коммунянам,
придется переходить на сдачу "вторичного продукта", чтобы получить
"первичный продукт".
Я полагаю,
что предвидение писателя относительно нашего будущего частично осуществилось на
практике не по причине следования нашими правителями различным сомнительным
теориям. Дело не в "измах", а в людях. Местное население хоть в какой
капитализм не окунай – все равно получается тоталитарное государство во главе с
царем-батюшкой. А называться он может как угодно – императором, генсеком, президентом,
отцом нации или гениалиссимусом.
Лично мне в
этой книге больше всего понравилось не издевательское описание утопического
московского общества (местами действительно смешное, но иногда излишне
пошловатое), а пародия Войновича над А.Солженициным (а точнее – над
"великим писателем земли русской", который возомнил себя мессией), за
которую ему в 80-е сильно досталось от "прогрессивной
общественности", оскорбившейся покушением на святыню. Если
"Чонкин" стал жертвой советской цензуры, то эта книга пострадала из-за
цензуры фанатичных поклонников автора "архипелага". Многие издатели
за рубежом просто не печатали роман – чтобы не обидеть вермонтского
затворника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий