пятница, 19 сентября 2014 г.

Провидец Владимир Войнович

 "Москва 2042" - роман-антиутопия, написанный Владимиром Войновичем в эмиграции в 1986-м году. Это произведение не относится к числу самых известных произведений писателя и вполне понятно, по какой причине.  Книга была опубликована в неудачное время –в СССР как раз началась перестройка, которая быстро привела к развалу Советского Союза. Таким образом, роман почти сразу после выхода стал совершенно неактуальным - ведь в нем описано коммунистическое общество, которое возникло не в результате распада советского государства, а его последовательного развития. Вместо социализма в отдельно взятой стране в романе Войновича был построен коммунизм в отдельно взятом городе - Москве. В произведении автор описывает примерно тот же самый "развитой социализм", но доведенный до абсурда: "каждый человек может войти куда угодно и выйти оттуда совершенно бесплатно"…. 

      В сущности, роман "Москва 2042" долгое время воспринимался как некая сказка, над которой местами можно посмеяться, но не более того. Но прошло 15-20 лет после выхода книги и оказалось, что это не сатирический роман-антиутопия (как все думали, включая и автора), а настоящее пророчество, приправленное сатирой. Понятно, что Войновичу было легче стать пророком, чем Нострадамусу – уж очень страна у нас подходящая для пророчеств. Бери самую дикую свою фантазию и записывай на бумагу, а уж россияне постараются превратить ее в быль. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью – эти строчки из песни родились не на пустом месте.
        Когда читаешь это произведение, то складывается такое впечатление, что, не дожидаясь 2042 года, упыри в Кремле сделали этот роман своей настольной книгой и принялись видоизменять нашу жизнь прямо по тексту "Москвы".
Во-первых, к власти в Кремле пришел чекист – как и в романе. Этот чекист у Войновича очень быстро превратился (благодаря госпропаганде) в Гениалиссимуса. И хотя нашего королька так не называли, но "национальный лидер" и "отец нации" – термины почти равнозначные "Гениалиссимусу".
Во-вторых, Гениалиссимуса в книге отправили в космос, чтобы он не мешал своему ближайшему окружению править в Москве – нашего "отца нации" засунули в телевизор с той же целью.
В-третьих, церковь в коммунистическом обществе Москвы стала младшей сестрой партии". Ну так и у нас ситуация схожая. 
А вот совпадений по мелочам в романе и реальной нашей жизни пока не очень много (все же у нас бандитский капитализм, а там был коммунизм) но когда в России кончится нефть (ждать осталось недолго), то вполне вероятно, что и нам, как коммунянам, придется переходить на сдачу "вторичного продукта", чтобы получить "первичный продукт". 
Я полагаю, что предвидение писателя относительно нашего будущего частично осуществилось на практике не по причине следования нашими правителями различным сомнительным теориям. Дело не в "измах", а в людях. Местное население хоть в какой капитализм не окунай – все равно получается тоталитарное государство во главе с царем-батюшкой. А называться он может как угодно – императором, генсеком, президентом, отцом нации или  гениалиссимусом.
Лично мне в этой книге больше всего понравилось не издевательское описание утопического московского общества (местами действительно смешное, но иногда излишне пошловатое), а пародия Войновича над А.Солженициным (а точнее – над "великим писателем земли русской", который возомнил себя мессией), за которую ему в 80-е сильно досталось от "прогрессивной общественности", оскорбившейся покушением на святыню. Если "Чонкин" стал жертвой советской цензуры, то эта книга пострадала из-за цензуры фанатичных поклонников автора "архипелага". Многие издатели за рубежом просто не печатали роман – чтобы не обидеть вермонтского затворника.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий