"Процесс"
— не просто незаконченный роман, как, к примеру, "Похождения бравого
солдата Швейка", который Я.Гашек не смог завершить из-за своей
несвоевременной кончины. Франц Кафка написал разрозненные главы будущего романа
"Процесс" в течение пяти месяцев в 1914-1915 гг.. и после этого до
своей смерти в 1924 году к этим наброскам романа не возвращался. На простом
немецком языке Кафка попросил своего друга и издателя Макса Брода уничтожить
все им написанное, но неопубликованное. Брод плюнул на просьбу Франца и собрал
из разрозненных незаконченных и неотредактированных фрагментов по сути
собственный роман "Процесс" (опубликован в 1925 году). Причем,
включил в него даже те страницы рукописи Кафки, которые были перечеркнуты им
самим. Естественно, что ничего хорошего
из этого не вышло — как их не компилируй, отдельные главы таковыми и остались.
Никакого цельного, но неоконченного романа "Процесс" не существует в
природе.
Сюжет
скомпилированного Бродом сборника "Процесс" примерно таков: в
отношении гражданина К. возбужден непонятно кем с непонятно какой целью
абсолютно непонятный судебный процесс. Совершенно дикий с правовой точки
зрения. Начинается все с ареста этого самого К.: к нему на квартиру врываются утром несколько
человек, объявляют ему, что он арестован, а затем говорят, чтобы он шел на
работу, а сами уходят.... Остальные события в том же духе — кругом сплошной
абсурд. Заканчивается процесс абсурдом в квадрате: гражданина К. уводят два
каких-то мясника и убивают... Единственное разумное объяснение всему
происходящему: кто-то бредит. Скорее всего, сам гражданин К.
Я полагаю,
что Кафка не просто так прекратил работу над произведением. Задумка,
действительно, была весьма оригинальная, но конструирование некоего
параллельного мира должно было иметь какой-то смысл и в любом случае
соотносится с существующей реальностью. И по всей видимости, автору не удалось
внятно объяснить даже себе самому: для
чего этот фантастический мир, весьма похожий на наш, но все-таки абсолютно
абсурдный? Почему все эти персонажи живут рядом с нами, но по каким-то причинам
творят свои дела в этом параллельном мире? Почему государство никак на этот мир
не реагирует? "Почему"
возникает по ходу действия очень много, но у Кафки нет ответа на эти
вопросы. Возможно, что именно по этой
причине он считал роман "в художественном смысле неудавшимся".
Творческий процесс у него базировался исключительно на вдохновении: когда его
"несло" — он строчил, не переставая (писал он в свободное от основной
работы время — чаще всего по ночам). В данном случае толчком послужило начало
Первой мировой войны. Писал-писал, а потом задумался: а что же это у меня
получается? Ответа Кафка не нашел — тем более не сможет его найти и читатель сего
произведения.
Макс Брод и Франц Кафка
Кафка бросил
роман на полдороге. На этом собственно художественная часть истории кончается и
начинается пиар-история. "Процесс" — это не литературное произведение
— это пиар-феномен. Поначалу все держалось на пиарщике Максе Броде, который стал
раскручивать "гениального писателя" Франца Кафку, которого знать
никто не знал, а затем в дело вступила сама История. Я думаю, что посмертная
слава и этого, и других "романов" Кафки, которые собрал Макс Брод
("я его слепила из того, что было") вызвана исключительно теми
событиями, который потрясли мир в 30-40-е. Нацизм и сталинизм дали нам столько
примеров откровенного абсурда, в том числе и судебного (этого не может быть —
потому что не может быть никогда!), что странные видения Кафки, в которых он и сам не мог разобраться, вдруг
приобрели пророческий характер. Хотя, если вдуматься, то схожего между теми же
сталинскими судебными процессами и "процессом" Кафки немного. У
Франца происходит непонятно что, а в сталинском СССР все было предельно просто
и очевидно: уголовники у власти старались замаскировать свои преступления под
судебные процессы, чтобы придать им видимость законности. Зачем? Чтобы идиоты
ни о чем не догадались! И у сталинских отморозков это получилось. Но Кафка-то
тут при чем?
Любой пишущий
человек знает: пока он сам не поставил точку и не решил, что статья (эссе,
новелла, повесть, роман) в общем, и целом завершены — никакого литературного
произведения не существует в принципе. Если кто-то берет твои наброски, заметки
и почеркушки, а потом компилирует что-то
свое — это уже чужое произведение. И неважно — чья фамилия будет на этой
книге. Никакого романа
"Процесс" Франца Кафки не существует - есть лишь поделка Макса Брода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий