А. и Б.Стругацкие.
"Трудно быть богом" (1964)
Самая,
пожалуй, известная повесть Стругацких.
И крайне противоречивая.
Как
мне представляется, писатели сами
запутались в тех вопросах, которые они
поставили перед читателями в этом
произведении, и заставили заблудиться
в трех соснах и своих поклонников из
"поколения шестидесятников".
Формально
история, которую нам рассказали, весьма
проста: прекрасные люди коммунистического
будущего, которые родились в первых
произведениях Стругацких и расползлись
по всей Вселенной, на этот раз ведут
наблюдение на одной из планет за местными
обитателями. На планете живут те же
люди, что и на Земле, но очень отсталые
– в государстве Арканар, где и происходит
все действие повести, царит классическое
Средневековье в условиях развитого
феодализма.
Главный
герой повести – некий Антон, который в
Арканаре выдает себя за благородного
дона Румату. На планете еще пара сотен
землян – коллег Антона – они тоже
изображают из себя разных непростых
людей из местной элиты и наблюдают за
жизнью аборигенов.
Сразу
же у читателя должен возникнуть вопрос:
а для чего продвинутым землянам наблюдать
за жизнью малоинтересных примитивных
субъектов, находясь не в комфортных
условиях Земли, а годами проживая среди
грязных и довольно мерзких людишек?
Занятие не самое приятное – Стругацкие
специально акцентировали внимание на
этом, описав весьма дурнопахнущее,
вполне себе земное Средневековье. В чем
цель многолетней работы под прикрытием?
Почему нельзя было понаставить камер
на планете и следить за всем с какой-нибудь
космической базы? И вот тут Стругацкие
дают маху: как таковой вменяемой цели
у этих людей нет! Наблюдают и все. Так
надо! И это весьма странно. Чтобы понять,
что происходит в Арканаре не нужно там
жить годами – хватило бы и пары-тройки
недель. Ладно – допустим, какой-нибудь
историк пишет диссертацию по арканарской
жизни – можно и пару месяцев там провести.
Хотя стоит ли? Кто-нибудь зарежет
ненароком и конец научной карьере!
Итак,
изучать на планете, в общем-то, и нечего,
но земляне оттуда не улетают. Они годами
изображают арканарцев. А тем временем
в Арканаре обычное средневековое
королевство очень быстро превращается
в фашистскую диктатуру, где местные
штурмовики ("серые") проводят террор
против местной интеллигенции ("грамотеев")
– истребляя их без суда и следствия.
Главный злодей в Арканаре дон Рэба решил
их всех извести.
И что
же человеку (Румате) делать в таких
условиях? Нормальный человек не может
просто наблюдать за разными злодействами,
которые творятся прямо на его глазах!
Ему хочется остановить эту вакханалию
убийств, и что самое главное - он может
это сделать! Он же почти бог для аборигенов!
Антон – Румата представляет высокоразвитую
цивилизацию, которой ничего не стоит
остановить хоть сотню донов Рэба. И вот
тут Стругацкие допускают второй промах:
они придумывают для него причину
отказаться от решительных действий и
эта выдумка по-настоящему раздражает.
Стругацкие пишут об этом так: "Мне
тоже многое не нравится, Александр
Васильевич, - сказал Румата. Мне не
нравится, что мы связали себя по рукам
и ногам самой постановкой проблемы. Мне
не нравится, что она называется Проблемой
Бескровного Воздействия. … здесь типично
фашистская практика, здесь звери
ежеминутно убивают людей!" Да, Румата
все правильно понимает – с фашистами
такая политика не работает. Вроде бы на
Земле будущего должны быть умные люди,
но они почему-то очевидных вещей не
понимают!
Сам
Румата тоже думает не о том. Его посещают
мысли, что если убрать дона Рэбу без
приказа "Центра", то придет новый
и все будет по-прежнему. Ну что за чушь?
Ведь до дона Рэбы не было никакой резни
– Арканар был обычным феодальным
государством. Ну так ликвидируйте Рэбу
и вернитесь к тихой и спокойной старине!
Дайте примитивам нового вменяемого
короля (старый был совсем плох), и все
пойдет по-прежнему. В самом конце это
дошло наконец-то и до землян: "Тебе
надо было убрать дона Рэбу, - сказал
вдруг дон Кондор. … - То есть убить? –
Да. Да! Да!!! Убить!… Надо было действовать.
Не советоваться с двумя дураками, которые
ни черта не понимали в том, что происходит".
Но
бог с ними – с людьми будущего, до которых
медленно доходит очевидное. Главная
проблема с этой повестью – не в этом
выдуманном самоограничении землян, а
в подмене главного вопроса произведения,
которую совершают Стругацкие. По сути,
они обманывают своих читателей (вероятно,
не нарочно), заставляя их думать, что
выбор Руматы – это их потенциальный
выбор.
Вот
ведь какая штука получается: мы читаем
повесть и понимаем, что под Арканаром
подразумевается самая обычная земная
диктатура, которую возглавляет озверевший
маньяк, которого некому остановить. Но
какая проблема на Земле с этими донами
Рэбами? Если отдельный человек и хочет
остановить набирающего силу диктатора
– ему это сделать практически невозможно.
И
Стругацкие очень точно указали, в чем
проблема: в людях! Большая часть населения
- мещане, как их называют Стругацкие,
всего боятся и не способны сопротивляться
любой власти, чего бы она ни вытворяла
("они слишком пассивны и слишком
невежественны" – ничего не напоминает?).
Элита Арканара ничем не лучше: благородные
люди способны только устраивать дебоши
и презирать не таких благородных, как
они, но совершенно немощны, когда речь
идет о сопротивлении Злу. И когда Зло
пришло, то они быстро приносят ему
присягу, не испытывая внутреннего
дискомфорта. Все очень похоже на любой
фашистский режим, включая и тот, в котором
Стругацкие жили до 1953-го года.
Если
бы писатели сделали акцент на том, что
любая диктатура произрастает только
на соответствующей почве – на питающем
ее человеческом навозе, то с этим можно
было бы согласиться. Но ведь авторы
повести центральной темой произведения
сделали выбор человека между
невмешательством и активными действиями
по борьбе со Злом. В их повести эту
проблему решает для себя дон Румата,
который с одной стороны – обычный
человек, а с другой – настоящий бог! Он
в одиночку может то, чего никто из нас
сделать не в состоянии. И это ключевой
момент!
Еще
раз, чтобы было понятно. Зло на Арканаре
– вполне земное, люди – тоже наши, а вот
человек (Румата) – не наш! И его проблема
морального выбора – это не наша проблема.
Если и бывали в человеческой истории
такие моменты, когда от решения отдельного
человека зависела судьба миллионов –
это было отнюдь не часто. Да, в нашей
российской истории был похожий эпизод:
Лев Троцкий мог совершить военный
переворот в 1924-м году, но он, как и Румата,
много думал и мало делал. В результате
мы получили один из самых жутких режимов
в истории. Но и у Троцкого бы в одиночку
ничего не получилось – успех мог быть
достигнут только дружным коллективом
единомышленников. А Румата был богом
для Арканара и единственное, что ему и
его коллегам мешало: их собственные
дурацкие правила и нелепые сомнения.
В
сущности, частный выбор человека будущего
Руматы Стругацкие выдали за проблему
выбора, которая может встать перед
каждым человеком. А это не так. В схожую
ситуацию попадают лишь единицы землян.
Хоть
авторы и наводят в повести тень на
плетень, данное произведение, без всяких
сомнений, актуально и поныне. Можно ведь
и не задумываться о проблеме выбора,
которая встала перед Руматой – это
частный вопрос. Главное для нас в
следующем: а можно ли остановить нашего
дона Рэбу, который высунул свой мерзкий
оскал из-за спины нашего королька? Да,
да, дон Путин – совсем не дон Рэба, чтобы
вы про него не думали. Это именно тот
не совсем адекватный арканарский король,
которого уже готовятся принести в
жертву. Вместе со всеми нами. И как
остановить эту растущую опухоль нового
дона Рэбы?…
Комментариев нет:
Отправить комментарий