Мне кажется, что
"Голубая книга", опубликованная в 1935-м году – явная творческая
неудача Зощенко. Если "ранний Зощенко" в 20е годы – один из лучших русских писателей 20 века, то к
началу 30-х с ним произошла поразительная метаморфоза: в его библиографии
появилось множество по-настоящему ужасных произведений. И дело не в том, что
они не смешные – так бывало и в лучшие его годы. Они выглядят так, как будто
написаны малограмотным человеком.
Когда читаешь подобный рассказ, то возникает
ощущение, что Зощенко полностью утратил писательский талант. Те, кто
ознакомился с его книгой "Перед восходом Солнца", знают, что однажды
Зощенко чуть не умер от голода, поскольку отказывался принимать пищу. Его
психологические проблемы были столь серьезны, что он с трудом избавился от них.
Вероятно, все это отразилось и на его творческих способностях, что заметно и по
"Голубой книге".
Приведу весьма характерный для этой книги текст: "А то у них был еще такой – Лизистрат. Этот,
кажется, даже не был императором. Но он в свое время все-таки как-то там
правил. Он был правителем, собственно, даже у них не в Риме, а в Афинах. То
есть он вообще был грек. И, будучи греком, он себе и правил помаленьку в
Греции". Здесь Зощенко пытается вернуться к своему своеобразному стилю 20-х, но у него ничего не выходит.
"Голубая книга" – не повесть и не роман,
да и обычным сборником рассказов ее не назвать. Форма данного произведения
достаточно оригинальная. Зощенко взял свои рассказы прошлых лет и разбил их на
5 тем: Деньги, Любовь, Коварство, Неудачи, Удивительные события. Новых
произведений в "Голубой книге" всего 3, но к каждой главе есть
своеобразное предисловие, которое содержит коротенькие новые истории. Все рассказы связаны
авторскими комментариями, чтобы подчеркнуть, что эта книга не сборник, а некое
цельное произведение. Главы не только предваряются предисловиями – после них
имеются еще и послесловия. На мой взгляд, все это книгу не улучшило - этих
комментариев, предисловий и послесловий слишком много.
Старые рассказы были автором частично
отредактированы и переработаны, но это не пошло им на пользу. К примеру, один
из ранних рассказов Зощенко "Матренища" (1923) в оригинальном виде
был чудо как хорош. Процитирую один небольшой абзац из него: "А была у
Ивана Савича жена. Драгоценная супруга Матрена Васильевна. Вот протобестия
бабища! То есть, граждане, другой такой бабищи во всей Советской России не
найдешь. А ежели и найдешь, то без всякой амнистии при первом знакомстве давить
таких нужно." Это Зощенко в чистом виде – без всяких примесей. В
"Голубой книге" весьма откровенный совет автора, как следует
поступить с Матреной, отсутствует! Сюжет тот же, концовка не поменялась, а все
очарование рассказа безвозвратно утеряно!
Да, концепция для книги несколько необычная, но все
это касается формы – содержание "Голубой книги" достаточно типично
для Зощенко 30-х годов: есть более-менее удачные рассказы, но очень много
проходных вещей и даже откровенно бездарных (вроде специально написанного для
книги "Рассказа о зажиточном человеке"). И если первая половина книги
читается достаточно легко, то чем дальше – тем больше неудачных рассказов, а
длинные предисловия к главам становятся все мрачнее и мрачнее. В конце книги автор и вовсе ударился в описание чудесной советской жизни... А ведь это было написано уже после убийства Кирова! Прошел всего год, и
жизнь в Советской стране стала совсем расчудесная...
Комментариев нет:
Отправить комментарий