Это второй роман Солженицына (после "В круге
первом"), который по его классификации считается повестью. Закончен в
1967-м, за границей опубликован в 1968 году.
По-моему,
"Раковый корпус" – отличный образец русской литературы, стоящий в
одном ряду с лучшими произведениями русских классиков 19 века. Произведение
основано на личном опыте писателя, который лечился в Ташкенте от рака в 1954
году, будучи в ссылке после лагеря. Место действия романа: раковый корпус больницы.
Действующие лица: больные одной отдельно взятой палаты и врачи-онкологи.
Казалось бы, 500 страниц, наполненных людскими страданиями и смертью, прочесть
трудно, но нет – Солженицыну удалось увлечь читателей и такой темой. А причина
этого проста: в романе нет никакой сомнительной глобальной идеи, как в более
поздних неподымных "колесах", но есть реальные живые люди, чьи судьбы
небезразличны читателю.
Иногда
Солженицына сравнивают с Достоевским. По-моему, это неправильно. Да, темы
произведений у обоих писателей почти исключительно трагические, да и с чувством
юмора были огромные проблемы, но на этом сходство и заканчивается. Произведения
Достоевского населяют виртуальные монстры, которых он вытаскивал из своей
головы (которая больше подошла бы маньяку, а не писателю), а в книжной
вселенной Солженицына живут и умирают вполне земные люди.
В
рассматриваемом случае герои "Ракового корпуса" явно имели реальные
прототипы, которых встречал Солженицын во время лечения в Ташкенте, а главное
действующее лицо Костоглотов имеет сходство с самим автором. Очевидно, что
произведения, основанные у Солженицына на собственном опыте, удавались ему
лучше, чем художественно-исторические сочинения. И именно они останутся в
"золотом фонде" русской литературы, а не эпопея "Красное
колесо" и "Архипелаг ГУЛАГ".
Мне кажется,
что сейчас данное произведение еще более актуально, чем в 60-е годы. И если
тогда на первом плане была тема возвращения репрессированных людей из лагерей и
ссылок в нормальную жизнь, то сейчас главной для читателя стала тема рака.
Ситуация попадания обычного человека в палату онкологической больницы (которая
выступает в ипостаси преддверия Ада или Рая) близка абсолютно всем (хотя бы и
потенциально). И гораздо лучше, если человек задумается о своей жизни задолго до
того, как на него навалится подобная неприятность, когда он еще может что-то
изменить в своей биографии. Ведь размышлять о смысле своей жизни, лежа с
неоперабельной раковой опухолью в больнице – уже поздновато, хотя в жизни так
чаще всего и происходит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий