понедельник, 22 июня 2015 г.

Алексей Толстой. "Аэлита".


 
Начало 20-х годов. Советский инженер Лось и бравый красноармеец товарищ Гусев прилетают на Марс, а там правит Владимир Владимирович… Что за чертовщина такая?! Этот субъект буквально вездесущ: он преследует нас в настоящем, претендует радовать нас своим светлым ликом в будущем, да еще и настигает нас из далекого прошлого! Имечко, правда, у марсианского ВВП другое, но все остальное-то один в один! И даже свой Навальный на Марсе есть, - и тоже какой-то вялый пессимист. 

Роман, опубликованный в 1923-м году, в 1937-м году был переделан автором в повесть для юношества. Возможно, что именно из-за этих изменений неровность повествования бросается в глаза. Начало "Аэлиты" – фантастика для взрослого читателя, где затрагиваются весьма серьезные вопросы о технических аспектах полета на Марс и отклонении земной оси (из-за чего вымерли мамонты в Сибири и быстро замерзли – весьма передовая гипотеза для того времени!). Но когда два героя прилетают на Марс и начинаются общаться с туземцами, то повесть резко меняется. Сначала Толстой слишком долго устами Аэлиты излагает свою придуманную историю Земли – во многом основанную на Книге Освальда Шпенглера "Закат Европы" и бреднях мадемуазель Блаватской. Читать этот бред весьма скучно. А потом на Марсе начинается революция, и все скатывается действительно к фантастике для юношества. В целом "Аэлита" совсем не "Война миров" – к классике фантастики не отнесешь.
Но кое-что интересное, оказывается, скрывается и в этой книге. Литературовед Владимир Назаров (З.Бар-Селла) в одной из своих статей писал, что "Аэлита" имеет и более глубокий смысл – скрытый от большинства читателей. В начале 20-х годов людей, которые понимали, о чем писал Толстой, было немало, а сейчас без специалистов в этой "Аэлите" не разберешься. В интерпретации Назарова – это произведение не просто фантастическая повесть о полете на Марс, но и личный манифест самого автора. Дело в том, что Алексей Толстой начинал писать книгу, проживая за границей, а заканчивал ее, уже вернувшись в Россию. Марс для Толстого – это Запад. "Закат Марса" – подзаголовок книги в первой редакции – это закат Запада. Полет на Марс – эмиграция. А эмиграция – смерть (в романе при перелете у Лося останавливается сердце…). Инженер Лось бежит с родной Земли на Марс не от умершей любимой девушки, а от России. И даже время пребывания Лося на Марсе – 3 с половиной года – в точности равняется времени эмиграции автора "Аэлиты"….

Комментариев нет:

Отправить комментарий