Начало 20-х
годов. Советский инженер Лось и бравый красноармеец товарищ Гусев прилетают на
Марс, а там правит Владимир Владимирович… Что за чертовщина такая?! Этот
субъект буквально вездесущ: он преследует нас в настоящем, претендует радовать
нас своим светлым ликом в будущем, да еще и настигает нас из далекого прошлого!
Имечко, правда, у марсианского ВВП другое, но все остальное-то один в один!
И даже свой Навальный на Марсе есть, - и тоже какой-то вялый пессимист.
Роман,
опубликованный в 1923-м году, в 1937-м году был переделан автором в повесть для
юношества. Возможно, что именно из-за этих изменений неровность повествования
бросается в глаза. Начало "Аэлиты" – фантастика для взрослого
читателя, где затрагиваются весьма серьезные вопросы о технических аспектах
полета на Марс и отклонении земной оси (из-за чего вымерли мамонты в Сибири и
быстро замерзли – весьма передовая гипотеза для того времени!). Но когда два
героя прилетают на Марс и начинаются общаться с туземцами, то повесть резко
меняется. Сначала Толстой слишком долго устами Аэлиты излагает свою придуманную
историю Земли – во многом основанную на Книге Освальда Шпенглера "Закат
Европы" и бреднях мадемуазель Блаватской. Читать этот бред весьма скучно. А
потом на Марсе начинается революция, и все скатывается действительно к
фантастике для юношества. В целом "Аэлита" совсем не "Война
миров" – к классике фантастики не отнесешь.
Но кое-что интересное, оказывается, скрывается и в
этой книге. Литературовед Владимир Назаров (З.Бар-Селла) в одной из своих
статей писал, что "Аэлита" имеет и более глубокий смысл – скрытый от
большинства читателей. В начале 20-х годов людей, которые понимали, о чем писал
Толстой, было немало, а сейчас без специалистов в этой "Аэлите" не
разберешься. В интерпретации Назарова – это произведение не просто
фантастическая повесть о полете на Марс, но и личный манифест самого автора.
Дело в том, что Алексей Толстой начинал писать книгу, проживая за границей, а
заканчивал ее, уже вернувшись в Россию. Марс для Толстого – это Запад.
"Закат Марса" – подзаголовок книги в первой редакции – это закат
Запада. Полет на Марс – эмиграция. А эмиграция – смерть (в романе при перелете
у Лося останавливается сердце…). Инженер Лось бежит с родной Земли на Марс не
от умершей любимой девушки, а от России. И даже время пребывания Лося на Марсе
– 3 с половиной года – в точности равняется времени эмиграции автора
"Аэлиты"….
Комментариев нет:
Отправить комментарий