Б.Акунин.
"Смерть Ахиллеса" (1998)
Четвертый
роман из серии про нашего доморощенного Шерлока Холмса получился вполне
читабельным, и на мой вкус более интересным, чем предыдущий
"Левиафан". Но идеальным детективом я бы книгу не назвал. Самый
большой недостаток романа – несоответствие серьезной темы политического
детектива основной сюжетной линии, уместной только для комикса.
В
"Смерти Ахиллеса" Г.Чхартишвили продолжил формальное подражание
классикам детектива: если "Левиафан" был данью леди Агате, то здесь
писатель взял за основу прием, использованный Конан Дойлем в его повести
"Этюд в багровых тонах". В произведении английского писателя имеются
две части: первая повествует о расследовании, которое ведут Холмс и Ватсон, а
вторая переносит читателя в прошлое преступника – причем в очень далекое
прошлое. Этот прием у Конан Дойля портит всю повесть, но Г.Чхартишвили данное
обстоятельство не смутило, и он смело его скопировал. И зря – "Смерть
Ахиллеса" подробная биография суперубийцы Ахимаса отнюдь не улучшила.
Детектив потерял темп, а, точнее, он на этом и закончился, сменившись
неторопливой биографической повестью про злого чеченца-киллера.
Но больше
всего портят впечатление от романа те амплуа, в которых выступают главные
герои: сыщик Фандорин и преступник Ахимас. Фандорин - это добрый ниндзя. И это
не мои выдумки: автор постоянно подчеркивает данный факт на протяжении всей
повести. Ниндзя в России в конце 19 века? – Для сценария дешевого кинобоевика
подошло бы и такое, но для политического детектива это неприемлемо.
И с кем же
этот ниндзя сражается? Авторы Википедии утверждают, что злыдень Ахимас – это и
есть Ахиллес, смерть которого вынесена
в названии книги. Обосновывают это тем, что биография Ахимаса якобы
напоминает жизненный путь мифологического греческого героя. Возможно, что и
так. Вот только кто из потенциальных акунинских читателей знаком с биографией
Ахиллеса? И не просто знаком, а помнит, как там у него звали папу и маму, чтобы
сравнить их имена с похожими именами ахимасовых предков? Я думаю таких людей на
всю Россию раз, два и обчелся. В любой стране найдется пара-тройка уникумов,
которые помнят почти все, что прочитали в своей жизни – вроде Дмитрия Львовича
Быкова. Все остальные читатели понятия не имеют о схожести имени ахилессовской
и ахимасовской родни, и вряд ли сомневаются в том, что Ахиллес – это убитый
генерал Скобелев, смерть которого и расследует Фандорин (да и сам автор
намекает на это недвусмысленно). Была у генерала ахиллесова пята – блондинистые
бабы, и убийца это использовал.
А раз
Скобелев – Ахиллес, то Ахимас это кто-то другой. И у меня есть вполне
подходящий ответ кто именно, более убедительный, чем у авторов Википедии: он -
Фантомас! Ахимас внешне напоминает кинематографического злодея (у того тоже
были запоминающиеся глаза), он, как и Фантомас, неуязвим для полиции, склонен к
переодеваниям, не рефлексирует по поводу своих преступлений. Но самое главное,
что роднит его с Фантомасом – это имя. Если бы Г.Чхартишвили назвал его
Магомедом – у читателей никаких бы ассоциаций не появилось, но он использовал
совершенно несвойственное жителям Кавказа (да и не только им) имя Ахимас. У
обычного русского читателя Ахимас ассоциируется с очень небольшим количеством
слов со схожим окончанием – в основном, заграничных: Гондурас, контрабас,
баркас, папуас, ловелас, Карабас-барабас, тарантас, Фантомас и … Последнее
слово по цензурным соображениям опускаю. Поскольку к этой последней категории
Ахимас не относится, ловеласом не является, не папуас и тем более – не Карабас,
вывод только один: автор "Смерти Ахиллеса" намекает нам на сходство
своего героя именно с Фантомасом. Все просто!
Итак,
получается, что главное противостояние романа – это ниндзя против Фантомаса…
Прямо скажу, звучит совершенно неподходяще для детектива. Сразу вспоминаются
кинематографические "шедевры" вроде "Годзилла против Мотры"
и "Чужой против Хищника".
Комментариев нет:
Отправить комментарий