воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Н.Гоголь: наш классик или не наш ?


Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки"

      Николай Гоголь долгое время считался классиком русской литературы, но после обрушившейся на нас "Русской весны" в этом можно и усомниться. Если верить титанам современной русской мысли В.Соловьеву, А.Дугину, А.Проханову и прочим жириновским, которые нам рассказали всю правду о наших западных соседях, то Гоголь – это бандеровский классик, а не наш. 


Гоголь родом с Украины и это чувствуется в его  характеристиках, которые он дает в "Вечерах на хуторе…" великому русскому народу: "то-то и есть, что если где замешалась чертовщина, то ожидай столько проку, сколько от голодного москаля…"; "дурень мой отправился на всю ночь с кумом под возы, чтоб москали на случай не подцепили чего"; "да мне так теперь сделалось весело, как будто мою старуху москали увезли"; "бреше, сучий москаль"; "пьяный москаль побоится вымолвить их нечестивым своим языком"; "когда черт да москаль украдут чего-нибудь…".
Вот кого мы пригрели на своей груди! "Сучими москалями" нас называл! Правда, в продолжении "Вечеров" сборнике "Миргород" Гоголь опубликовал "Тараса Бульбу" – настольную книгу тех же прохановых и дугиных – так, что чей классик Гоголь – вопрос весьма спорный.
Теперь о содержании его ранних произведений, объединенных в "Вечера…" Этот сборник сказочный. Почти все произведения в нем – именно сказки в чистом виде. Часть из них – юмористические (лучшая – "Ночь перед рождеством"), а другие – страшные (в духе братьев Гримм). Единственное, что выбивается из сборника – это рассказ не рассказ, повесть не повесть – "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". Мне показалось, что это начало повести, которую Гоголь не закончил, не дойдя и до середины. Зачем это недоделанное произведение оказалось в этом сборнике - ума не приложу. 
На мой вкус "Вечера…" весьма любопытны, но не более того. Причислять их к классике хоть русской, хоть "бандеровской литературы" вряд ли стоит – это не "Мертвые души" и не "Ревизор". Они больше интересны своей формой – стилизацией под некую выдуманную Гоголем малороссийскую сказочную традицию. В пространстве этих сказок вполне естественно уживаются люди и черти, а ведьмы вылетают из каждой второй трубы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий