воскресенье, 13 марта 2016 г.

Константин Воробьев. Военные повести.


"Убиты под Москвой" (1961), "Крик" (1962), "Это мы, Господи!" (1943)



Константин Воробьев – не просто писатель-фронтовик, коих было немало в советской литературе. Он из того солдатского поколения, которое до победы не дожило - из тех солдат, которые стали отложенными жертвами Большого террора, во время которого была уничтожена Красная армия. Солдаты в СССР к началу Второй мировой войны были – даже с избытком ("бабы нарожали"), а вот армии как целостного организма, способного дать отпор немецкой военной машине - не было. Воробьев защищал Москву в 1941-м, попал в плен, чудом выжил, пройдя через несколько лагерей смерти, бежал из плена, а потом стал партизаном. 

Все три повести основаны на биографии автора, начиная с обороны Москвы и заканчивая побегом из плена. Формально они ничем не связаны друг с другом, кроме фигуры главного героя – молодого лейтенанта, за которым угадывается сам Воробьев. "Убиты под Москвой" и "Крик" – короткие военные повести, в центре которых лейтенант и его взвод, брошенные на передовую для затыкания дыр в разваливающемся фронте. Солдаты готовятся к своему первому бою, который оказывается последним почти для всех. Гениальность советских полководцев во главе с вождем и учителем была такова, что советские солдаты в 1941 году до второго боя обычно не доживали: их использовали как расходный материал. Главное ощущение от чтения этих произведений - обреченность русского солдата, бросаемого на убой под немецкие танки.
"Это мы, Господи!" - самое первое художественное произведение, которое Воробьев написал в 1943 году в литовском городе Шяуляе (до войны он был журналистом). В этом городе автор скрывался от фашистов, когда уже партизанил в прибалтийских лесах после побега из лагеря. Написана повесть всего за месяц и это чувствуется в концовке – она получилась несколько скомканной, будто у писателя кончилось время, чтобы ее завершить. Вероятно, в 1943-м году так и было – времени не хватило, но тогда возникает вопрос: почему Воробьев не закончил ее после войны?..
"Это мы, Господи!" планировалась к публикации в 1946 году, но в итоге советский читатель познакомился  с ней лишь в 1986-м – через 9 лет после смерти автора. Формально она является своеобразным продолжением "Крика": в ней рассказывается о том, что случилось с главным героем после того, как он попал в плен. В повести нет войны как таковой – это описание лагерного Ада. Очень подробное, но вполне читабельное - писательского таланта у Воробьева не отнимешь. Вот только произведение в итоге получилось не о войне и не о лагерях, и даже не о неудержимом стремлении человека к свободе – как, вероятно, задумывал автор.
Человек попал в настоящий Ад - ничего хуже уже не будет. Что он должен делать в подобной ситуации, если у него есть хотя бы теоретическая возможность выбраться оттуда? Бежать! Никаких иных вариантов для человека нет! И главный герой – молодой лейтенант раз за разом пытается вырваться на волю, несмотря ни на что. А что же остальные пленные? И вот тут мы встречаемся с поразительным феноменом: советские солдаты отнюдь не стремятся покинуть Ад! Они готовы на все, чтобы медленно умирать в Преисподней, но только не бежать. Ведь их могут убить при побеге!  
Первая попытка лейтенанта бежать проваливается именно по этой причине. Ему удается покинуть колонну пленных и спрятаться в кустах, но когда охранники отправляются искать беглецов, остальные пленные пассивно наблюдают за происходящим. Воробьев с горечью пишет: "девяносто восемь человек остались в долине, и с ними лишь пять конвоиров! Если бы они сыпанули в стороны…." Не сыпанули – они просто стояли и смотрели: не пытались спастись сами и не помогли лейтенанту. 
Вторая попытка побега: главный герой пытается выбраться из железнодорожного вагона, в котором везут человеческий скот на бойню. При этом, ему пытается помешать свой же пленный солдат! Не сбежать вместе с ним, а предотвратить его побег! 
Фашистский плен – это конвейер по истреблению людей. Пребывание в плену даже хуже рабства – рабов хотя бы кормили. Казалось бы, любому человеку должно быть очевидно, что пока есть силы – надо бороться за жизнь, а не тупо ждать смерти. Но так только кажется со стороны. В реальности боровшихся за жизнь (а значит свободу) было немного. В повести у Воробьева таких людей раз, два и обчелся. А большая часть пленных – просто скот. Никак иначе назвать их нельзя. Человеческого в их поведении нет ничего. Их убивают, а они надеются, что все обойдется - как бараны, которых ведут на бойню.
Но не все из них безобидные травоядные - "волков" среди пленных тоже достаточно. Один из самых сильных моментов произведения – это болезнь лейтенанта. Он заболевает тифом и несколько дней находится при смерти. За это время его одежду крадут полицаи, охраняющие лагерь (не немцы!), а затем соседи по лагерю просто скидывают голого, но еще живого лейтенанта под нары – в нечистоты: нечего место занимать! все равно помрет! Люди так поступили бы? Вопрос риторический.
Я полагаю, потому и не напечатали "Это мы, Господи!" в 1946-м: "великий русский народ" в этой повести предстает в образе тупого скота и натурального зверья. Немногие люди погоды в этой массе не делают. Вероятно, в начале 20 столетия людей в стране было побольше, но во время Гражданской войны, коллективизации и во время Большого террора человеческая популяция резко сократилась. Казалось бы, через 50 лет она должна была восстановиться, но нет: волки рвут страну на части, бараны смотрят телевизор, а оставшиеся люди бегут за границу (вместе с насытившимися хищниками).
Странно, что в этой стране Воробьева еще кто-то переиздает. Читать его сейчас практически некому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий