Когда заходит речь о Варламе Шаламове, то
невозможно обойтись без упоминания об его антиподе Александре Солженицыне.
ГУЛАГ породил двух выдающихся русских писателей – Шаламова и Солженицына, что
неизбежно объединяет их, несмотря на все творческие и человеческие различия.
Есть
писатели-фронтовики, а есть и писатели-лагерники. Когда будущий писатель
попадает в Ад, а потом ему чудом удается вырваться оттуда – все его последующее
творчество определяется лагерным опытом. Солженицын попытался уйти от лагерной
темы в 70-е годы, но ничего путного у него не получилось: к литературным удачам
ни "Красное колесо", ни тем более "Двести лет вместе" – не
отнесешь. При всей разнице творческих путей двух писателей лучшие произведения
Шаламова и Солженицына базируются на их опыте, связанном с пребыванием в
ГУЛАГе.
Собственно,
кроме основной тематики произведений общего у Солженицына и Шаламова было
немного. Варлам Шаламов – мастер малой прозы. Его конек – небольшие по объему
рассказы и очерки. Солженицын, напротив, тяготел к большим литературным формам.
Лагерная жизнь воплотилась в их произведениях тоже по-разному: хотя у
Солженицына его основные прозаические произведения основаны на личном опыте,
его герои имеют мало общего с самим Солженицыным. У Шаламова многие рассказы
относятся к документальной прозе, а главный герой (который часто ведет
повествование от своего имени) – сам Шаламов. Мне его произведения сильно
напоминают "Конармию" Бабеля и "В окопах Сталинграда" Некрасова.
Но кардинальное отличие прозы Шаламова и Солженицына
заключается не в текстах как таковых, а в направленности творчества. Шаламов
ничему не учил читателя – он просто рассказывал об Аде на Земле как
добросовестный свидетель. Солженицыну роба писателя-свидетеля оказалась мала –
он решил сменить ее на костюм политика и тогу пророка. Солженицын со второй
половины 60-х бросил открытый вызов Советскому государству, объявив советскую
власть преступной с момента ее
основания. Большевики – по Солженицыну – угробили великую и прекрасную Россию,
страну молочных рек и кисельных берегов. Собственные произведения стали
использоваться Солженицыным в качестве его оружия в войне с СССР, а Запад был
привлечен им в роли своего союзника. Соответственно, читатели в этой парадигме
вовсе не читатели, а потенциальные сподвижники пророка и последователи. А все
те, кто не согласен с пророком – враги! Трагедия миллионов советских граждан
была использована гениальным самопиарщиком в своих личных целях.
Шаламову была абсолютно чужда роль воинственного
пророка, а к Солженицыну он относился как к "дельцу". Шаламов –
летописец ГУЛАГА, который просвещал читателя, но не навязывал ему никаких
теорий. Советский лагерь – это Ад на Земле, а человеку не место в Аду – вот и
все, что пытался донести Шаламов до нас. В концентрированном виде взгляды
автора на лагеря представлены в его очерке "Красный крест":
"Лагерь
– отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного
никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана,
ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи…
Каждая
минута лагерной жизни – отравленная минута.
Там
много такого, чего человек не должен знать, не должен видеть, а если видел –
лучше ему умереть.
Заключенный
приучается там ненавидеть труд – ничему другому и не может он там научиться.
Возвращаясь
на волю, он видит, что он не только не вырос за время лагеря, но что интересы
его сузились, стали бедными и грубыми. Моральные барьеры отодвинулись куда-то в
сторону…
Оказывается,
можно делать подлости и все же жить. Можно лгать – и жить. Можно обещать – и не
исполнять обещаний и все-таки жить. Оказывается, человек, совершивший подлость,
не умирает.
Он
приучается к лодырничеству, к обману, к злобе на всех и вся. Он винит весь мир,
оплакивая свою судьбу. Он приучается ненавидеть людей.
Он
боится – он трус. Он боится повторений своей судьбы – боится доносов, боится
соседей, боится всего, чего не должен бояться человек….".
Читать
Шаламова – не самое приятное занятие. Более того, это может быть небезопасно
для вашего мировоззрения. Перед любым читателем во время погружения в колымскую
лагерную жизнь рано или поздно возникнет вопрос: а как такое вообще стало
возможно в стране под названием Россия (тот факт, что в то время она
именовалась СССР, сути не меняет)? Стало возможным в лучшей стране на свете,
где живет народ-богоносец, обладающий невиданной в мире духовностью? Ответ на
этот вопрос не находится на поверхности, и сам Шаламов на блюдечке его не
преподнесет. Но если подумать хорошенько, то дойти до него можно и своим умом.
Проблема в том, что правильный ответ большинству российских читателей
совершенно не понравится, как противоречащий их взглядам на жизнь. Так что
прежде чем погружаться в бездну людских страданий, которую устроили
российско-советские граждане для самих себя в 30-50-е годы 20 века, надо
хорошенько подумать: стоит ли делать это?
Я полагаю, что
произведения Шаламова – это по большей части подростковая литература. Человеку
со сформировавшимся мировоззрением рассказы Шаламова вряд ли помогут понять,
что вокруг происходит, а вот подросток только формирует свои взгляды на
окружающий мир и для него чтение книг Шаламова может оказаться небесполезным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий