Во второй половине II века, когда Марк Аврелий правил в
Римской империи, не было Интернета. Именно поэтому император оформлял свои
размышления о жизни не в виде постов в Фейсбуке или записей в блоге, а просто
записывал их в дневник. Большая часть этих заметок формально представляют собой
поучения, обращенные к некоему читателю, но на самом деле автор адресовал их
самому себе. Вероятно, что тексты в дневнике в принципе не предназначались для
публикации. Непонятно, где они провалялись сотни лет, но впервые записки Марка
Аврелия были напечатаны лишь в 16 веке, то есть почти через полторы тысячи лет
после их написания!
Небольшие заметки и высказывания автора по разным
поводам никак не связаны между собой, но несколько основополагающих идей
пронизывают значительную часть из них – именно они и позволили причислить Марка
Аврелия к философам-стоикам. Идеи эти весьма просты: все, что ни делается – все
к лучшему; на все воля Божья; от судьбы не уйдешь; делай, что должно, и будь,
что будет; "донт ворри, би хэппи" ("не беспокойся, будь
счастлив")… Ну, может быть с последним утверждением я погорячился, а
остальные поговорки более-менее точно характеризуют мировоззрение римского
императора…
Чтение философского дневника – занятие, разумеется,
на любителя. Те, кто заимствует "мудрые мысли" из неисчерпаемой
телевизионной говорильни, вряд ли почерпнет для себя что-то полезное в этой
книге-дневнике. А вот остальные наверняка что-нибудь интересное для себя
найдут. К примеру, из многочисленных высказываний Марка Аврелия о смерти,
которой стоики всегда уделяли особое внимание (как говорил философский учитель
Марка Аврелия Эпиктет: "человек – это душонка, обремененная трупом").
Император полагал, что незачем беспокоиться о
приходящей смерти, поскольку "самая продолжительная жизнь ничем не
отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а, следовательно,
равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может
лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не
имею?.. Настоящее – вот все, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а
никто не лишается того, чем не обладает". - Логично излагает! Трудно
возразить автору, хотя поспорить все-таки хочется.
Хорошо сказал Марк Аврелий и про посмертную славу:
"Ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких
кратковечных поколениях людей, не знающих ни самих себя, не то, что тех, кто
давно покинул этот мир".
Приведу еще
крайне актуальное высказывание, которое понравилось мне больше всего:
"Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в
горы. … Все это, однако, говорит лишь о крайнем невежестве, ибо в любой момент
ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда
человек может удалиться, - это его душа". Сейчас, когда поехать к морским
берегам или в горы простому россиянину весьма затруднительно, многим стоит
последовать мудрому совету Марка Аврелия. И отдохнете, и денег не потратите ни
копейки…
У читателя этой книги-дневника возможно возникнет
вопрос: а хорошо ли, когда глава государства вместо ежедневной и беспрерывной
работы на благо родной страны сидит целыми днями в тиши кабинета и размышляет о
смысле жизни? Я думаю, что использовать мозг по прямому назначению полезно и для
первых лиц в государстве. И если правитель так же мудр, как Марк Аврелий, то
почему бы ему ни записывать свои мысли в дневник?… Наоборот, если интеллект не
является сильной стороной правителя – оставлять после себя дневники не стоит
("гулял и убил 4 вороны" – из дневников Николая Кровавого).
И еще немного о правителях-философах. Я не большой
поклонник стоицизма, но считаю, что для народа лучше иметь правителя – стоика,
чем правителя-циника. К сожалению, к числу последних можно отнести 99% всех
ранее живших и ныне правящих вождей народов. Именно циники творят все
безобразия в этом мире, и любой из них лишь посмеется над высказыванием
наивного Марка Аврелия: "не приносящее пользу улью не принесет ее и
пчеле"…
Комментариев нет:
Отправить комментарий