В этой довольно древней книге (1863г.) Ломброзо
попытался доказать, что между гениями и сумасшедшими очень много общего.
Ценность книги в том, что после ее прочтения вы однозначно придете к выводу,
что сходства между гениями и помешанными нет.
Да, некоторые известные
талантливые и даже гениальные люди страдали от различных психических
расстройств. И что это доказывает? Только то, что и гении тоже подвержены
психическим заболеваниям - как и все остальные категории населения. Многие из
гениальных людей болели уже в пожилом возрасте (Д.Свифт, И.Ньютон), что тем
более не должно вызывать никакого удивления - атеросклероз и Альцгеймер
посещают любые головы. Таким образом, Ломброзо так и не удалось доказать свой главный
тезис, что он, собственно, признал и сам в заключении работы. Но отрицательный
результат – тоже результат.
В принципе, книга весьма
занимательная. Она насыщена конкретными примерами заболеваний, которыми
страдали известные ученые и философы, поэты и писатели, математики и физики, а
также затрагивает весьма интересные темы существования маттоидов-графоманов
(писателей-психопатов) и психических эпидемий, которые часто прокатывались по
городам и весям в результате деятельности разнообразных "пророков".
Маттоиды по Ломброзо - это
промежуточный тип между откровенно помешанными и психически здоровыми людьми. В
обычной жизни они, чаще всего, производят впечатление вполне адекватных людей,
но при общей нормальности есть у них один пунктик: они одержимы одной или
несколькими бредовыми идеями, которые активно продвигают в своих сочинениях. По
Ломброзо маттоидами были философы Шарль Фурье, Д.Ч.Ванини и много других,
фамилии которых ничего не говорят современному читателю. Встречались
полупомешанные и в политике (М.Лютер, Савонарола, Жанна д´Арк). Главная
проблема у Ломброзо в том, что он не может провести границу между своими
маттоидами и психически здоровыми людьми. Как определить, являются ли идеи,
которые продвигает какой-нибудь философ, теолог или политик, однозначно
бредовыми? Кто это будет оценивать? В частности у нас? Консилиум из Мизулиной,
Кобзона и Хирурга? – Эти уж оценят! Если им дать такую возможность, то вся
мировая литература, искусство и наука окажутся созданы откровенными
психопатами.
Талантливые и гениальные люди
зачастую и признаются таковыми, что предлагают обществу нечто новое, которое не
сразу может быть принято консервативным обществом. А, возможно, что и вовсе
никогда не будет оценено по заслугам. И неважно – является ли это новое истиной
в последней инстанции. Сам Ломброзо, как типичный ученый-гуманитарий, со своей
идеей "прирожденного преступника" вполне подпадает под свое же
определение "маттоида-графомана"! Эта идея и в его время казалась не
совсем здоровой, а сейчас и подавно. Но разве из-за этого Ломброзо стал
полупомешанным? Нет, конечно. Любой настоящий ученый в поисках истины идет от
одного заблуждения к другому. Так что, не стоит объявлять слегка помешанным
(маттоидом) человека, если он отстаивает какую-либо сомнительную для окружающих
идею.
Я полагаю, что нет никакого
смысла выделять категорию полупомешанных (маттоидов). По той простой причине,
что нет никакой психической нормы. Все человечество делится всего на две
категории: на людей со странностями (большинство населения) и психических
больных. Но даже между ними граница довольно размытая. Разница между поведением
первых и вторых – скорее количественная, а не качественная, и во многих
пограничных случаях невозможно определить, является ли человек здоровым или
психически больным.
Вероятно, именно по этой
причине публика очень часто заблуждалась относительно некоторых известных
людей: пророков, проповедников, писателей и прочих деятелей культуры. Полных
психов люди принимали за гениев, а гениев за помешанных. И удивляться здесь нечему.
Если уж психиатры не могут разобраться с некоторыми индивидами, то людям
простым еще труднее определиться, с чем они столкнулись: с бредом помешанного
или оригинальной философской (религиозной, политической…) идеей.
Восприятие книги ухудшает то
обстоятельство, что многие известные когда-то люди, о которых упоминает
Ломброзо, сейчас совершенно забыты. А он не просто не рассказывает о том, кто
это такие (хотя бы в краткой форме), а даже имен их не называет! Вот типичный
пример: "величайший из современных лирических поэтов, Ленау"… Те
люди, которые из зарубежных поэтов знают лишь самые громкие имена, вроде
Шекспира и Байрона, вряд ли вообще слышали про Николауса Ленау, напрочь
забытого австрийского поэта. А также про Кодацци, Кардано и многих других. Те фамилии,
которые у нас широко известны – Руссо, Свифт, Шуман, Лютер – даются без имен и
читатель иногда вынужден гадать: Свифт, который Джонатан, написавший
"Гулливера"?.. Руссо, который философ Жан-Жак?… Почему Ломброзо
предпочел обойтись в своей книге без имен – не очень понятно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий