В 1969 году братья Стругацкие рискнули смешать
детектив и фантастику в повести "Отель "У погибшего альпиниста"
(опубликована в 1970-м). Все последние произведения братьев не были похожи на
их предыдущие работы - и эта повесть не стала исключением. И точно так же, как
несколько предшествующих произведений Стругацких, к творческим удачам ее не
отнесешь.
"Отель" начинается как типичный
детектив в стиле Агаты Кристи: небольшая группа людей оказывается в горном
отеле, который отрезан от "большой земли" снежной лавиной. В отеле
происходит что-то непонятное, но до поры до времени единственной фантастической
сценой в повести является та, в которой главный герой – инспектор полиции
Глебски поедает пикулей. Советские люди знали только одного Пикуля – Валентина,
и "поедание пикуля" было для них абсолютной фантастикой.
Через какое-то
время обнаруживается труп и инспектор начинает расследование. Если говорить о
чисто детективной части произведения, то она Стругацким вполне удалась. А
потом… В конце произведения детектив сменяется чистой фантастикой, которая
напрочь уничтожает положительное впечатление от повести! В лучших традициях
бабки Агаты Стругацкие испортили финал неудачной развязкой. И дело совсем не в
том, что скрестить детектив и фантастику невозможно – отнюдь. Авторы допустили
всего одну, но грубую ошибку. У Агаты Кристи была фирменная проблема с
неправдоподобной и нелогичной разгадкой преступлений, а братья смазали впечатление от "Отеля" неадекватным
поведением главного героя – инспектора Глебски.
Одной из
главных составляющих хорошего детектива является сыщик – тот, с кем читатель
совместно раскрывает преступление. Он должен быть умным, наблюдательным,
справедливым, добрым… В общем, героем во всех отношениях положительным. Сыщик
может ошибаться во время расследования (и так происходит весьма часто), но не
может быть дураком. Это аксиома. Глебски в течение почти всего расследования не
особенно отличается от образцовых сыщиков – Мегрэ или Мартина Бека, но в конце
он внезапно превращается в глупую полицейскую канцелярскую крысу – и все в
повести идет наперекосяк.
И ведь такая
ошибка для тогдашних Стругацких была отнюдь не случайна – они как
"потеряли" своего героя после "Трудно быть богом" – так и
не смогли его "найти" во всех следующих произведениях, включая
"Отель". Ни одного персонажа, которому можно было бы сопереживать, с
кем читатель мог себя идентифицировать или вместе "пойти в разведку",
братьям создать так и не удалось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий