воскресенье, 7 мая 2017 г.

А. и Б. Стругацкие. "Отель "У погибшего альпиниста"


В 1969 году братья Стругацкие рискнули смешать детектив и фантастику в повести "Отель "У погибшего альпиниста" (опубликована в 1970-м). Все последние произведения братьев не были похожи на их предыдущие работы - и эта повесть не стала исключением. И точно так же, как несколько предшествующих произведений Стругацких, к творческим удачам ее не отнесешь.

 "Отель" начинается как типичный детектив в стиле Агаты Кристи: небольшая группа людей оказывается в горном отеле, который отрезан от "большой земли" снежной лавиной. В отеле происходит что-то непонятное, но до поры до времени единственной фантастической сценой в повести является та, в которой главный герой – инспектор полиции Глебски поедает пикулей. Советские люди знали только одного Пикуля – Валентина, и "поедание пикуля" было для них абсолютной фантастикой. 
Через какое-то время обнаруживается труп и инспектор начинает расследование. Если говорить о чисто детективной части произведения, то она Стругацким вполне удалась. А потом… В конце произведения детектив сменяется чистой фантастикой, которая напрочь уничтожает положительное впечатление от повести! В лучших традициях бабки Агаты Стругацкие испортили финал неудачной развязкой. И дело совсем не в том, что скрестить детектив и фантастику невозможно – отнюдь. Авторы допустили всего одну, но грубую ошибку. У Агаты Кристи была фирменная проблема с неправдоподобной и нелогичной разгадкой преступлений,  а братья смазали впечатление от "Отеля" неадекватным поведением главного героя – инспектора Глебски.
Одной из главных составляющих хорошего детектива является сыщик – тот, с кем читатель совместно раскрывает преступление. Он должен быть умным, наблюдательным, справедливым, добрым… В общем, героем во всех отношениях положительным. Сыщик может ошибаться во время расследования (и так происходит весьма часто), но не может быть дураком. Это аксиома. Глебски в течение почти всего расследования не особенно отличается от образцовых сыщиков – Мегрэ или Мартина Бека, но в конце он внезапно превращается в глупую полицейскую канцелярскую крысу – и все в повести идет наперекосяк.
И ведь такая ошибка для тогдашних Стругацких была отнюдь не случайна – они как "потеряли" своего героя после "Трудно быть богом" – так и не смогли его "найти" во всех следующих произведениях, включая "Отель". Ни одного персонажа, которому можно было бы сопереживать, с кем читатель мог себя идентифицировать или вместе "пойти в разведку", братьям создать так и не удалось.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий