понедельник, 31 июля 2017 г.

Франц Кафка. "Америка"



Не имей сто друзей, а имей Макса Брода – вот что можно пожелать каждому писателю. Литераторов, кропающих повести и романы, только в нашей стране многие тысячи. Но кто из них известен в мире? С десяток человек, если не меньше. Да и известность эта весьма ограниченная. Франц Кафка за всю свою жизнь не написал ни одного большого произведения (сумел довести до ума всего несколько рассказов) – работал над тремя романами, но ни один не закончил. Он был кандидатом в писатели, но вряд ли когда-либо стал бы им – с его-то психическими проблемами. Умер Кафка полным неудачником, который не добился успеха ни в литературе, ни в какой-либо другой области. Но у этого лузера был Друг – Макс Брод. И благодаря гениальному пиарщику Броду Кафка стал величайшим писателем 20 века.   
"Америка" – первый из незаконченных романов Кафки. Звучит странно, но это так! Фабула начальных и более-менее связанных друг с другом частей романа не выглядит так абсурдно, как в "Процессе", но когда знакомишься с текстом, то в глаза просто бросается абсолютная нереальность всего происходящего: в романе нет никакой Америки (Кафка там никогда и не был), герои не похожи на реальных людей, отношения между ними явно надуманные, поступки главного героя и тех немногочисленных персонажей, что встречаются на его пути, вызывают откровенное удивление. В целом нет ощущения, что происходящее в романе относится к нашей Вселенной – похоже, что автор описывает тех тараканов, которые жили в его голове.
Собственно, поэтому Кафка и объявлен гением! И дело не в том, что помешанные и гении – суть одно и то же. Все дело в восприятии тех и других. Публика – дура. За всю человеческую историю она так часто принимала идиотов, шизофреников и психопатов за гениальных людей, что можно сбиться со счета. Чаще всего это происходило в религиозной и политической сфере, но в последние 150 лет такие случаи мы нередко наблюдаем в области искусства. Особенно это характерно для живописи. К началу 20 века дело дошло до того, что гениальными художниками стали признаваться исключительно фрики, которые элементарно не умели рисовать. Кафка попал именно в этот тренд. Его случай доказывает, что совсем не обязательно быть автором литературных произведений, чтобы тебя назвали гениальным писателем. Достаточно бессмысленных и никак не связанных друг с другом текстов, которые вышли из твоей головы. И чем они абсурднее – тем лучше. Именно такое добро легче всего продать в нашем безумном мире. Доказано Максом Бродом.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий