Не имей сто
друзей, а имей Макса Брода – вот что можно пожелать каждому писателю.
Литераторов, кропающих повести и романы, только в нашей стране многие тысячи.
Но кто из них известен в мире? С десяток человек, если не меньше. Да и известность
эта весьма ограниченная. Франц Кафка за всю свою жизнь не написал ни одного
большого произведения (сумел довести до ума всего несколько рассказов) –
работал над тремя романами, но ни один не закончил. Он был кандидатом в
писатели, но вряд ли когда-либо стал бы им – с его-то психическими проблемами.
Умер Кафка полным неудачником, который не добился успеха ни в литературе, ни в
какой-либо другой области. Но у этого лузера был Друг – Макс Брод. И благодаря
гениальному пиарщику Броду Кафка стал величайшим писателем 20 века.
"Америка"
– первый из незаконченных романов Кафки. Звучит странно, но это так! Фабула
начальных и более-менее связанных друг с другом частей романа не выглядит так
абсурдно, как в "Процессе", но когда знакомишься с текстом, то в
глаза просто бросается абсолютная нереальность всего происходящего: в романе
нет никакой Америки (Кафка там никогда и не был), герои не похожи на реальных
людей, отношения между ними явно надуманные, поступки главного героя и тех
немногочисленных персонажей, что встречаются на его пути, вызывают откровенное
удивление. В целом нет ощущения, что происходящее в романе относится к нашей
Вселенной – похоже, что автор описывает тех тараканов, которые жили в его
голове.
Собственно,
поэтому Кафка и объявлен гением! И дело не в том, что помешанные и гении – суть
одно и то же. Все дело в восприятии тех и других. Публика – дура. За всю
человеческую историю она так часто принимала идиотов, шизофреников и психопатов
за гениальных людей, что можно сбиться со счета. Чаще всего это происходило в
религиозной и политической сфере, но в последние 150 лет такие случаи мы
нередко наблюдаем в области искусства. Особенно это характерно для живописи. К
началу 20 века дело дошло до того, что гениальными художниками стали признаваться
исключительно фрики, которые элементарно не умели рисовать. Кафка попал именно
в этот тренд. Его случай доказывает, что совсем не обязательно быть автором
литературных произведений, чтобы тебя назвали гениальным писателем. Достаточно
бессмысленных и никак не связанных друг с другом текстов, которые вышли из
твоей головы. И чем они абсурднее – тем лучше. Именно такое добро легче всего
продать в нашем безумном мире. Доказано Максом Бродом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий