Кто первым назвал человека разумным - доподлинно
неизвестно, но то, что это был не самый умный поступок, спорить трудно.
Сбиваясь в стада или стаи, люди ничуть не напоминают разумных животных. По
крайней мере, не больше, чем милые, но туповатые барашки. Если говорить о
научном названии, то для человечества больше подошли бы Человек бесхвостый или
Человек прямоходящий (латинское слово Erectus (прямоходящий) уже используется для какого-то нашего вымершего
родственника или свояка, но он точно не обидится, если позаимствовать его для
так называемого Сапиенса). Характеристики, касающиеся осанки и бесхвостости
человека, будут явно более точными, чем упоминание о разуме.
Тем ни менее,
среди массы жующих и пьющих бесхвостых прямоходящих гоминидов иногда
встречаются особи, которые полностью оправдывают характеристику
"разумный". К таким редким людям относился и французский писатель
16-го столетия Мишель Монтень. Он не просто о чем-то постоянно размышлял, что
свойственно для всех истинных Гомо сапиенсов, но и записывал свои мысли на
бумагу. В результате получился сборник философско-исторических эссе и
исторических баек "Опыты". Байки по истории вряд ли представляют
интерес для современного читателя, а вот многие эссе Монтеня не устарели до
сегодняшнего дня. Сейчас такой жанр прозы достаточно привычен, но в 16 веке он
был в диковинку. Собственно, Монтень и стал родоначальником жанра
"эссе".
"Опыты"
- не самое удачное название для этой книги - по крайней мере, в переводе на
русский. В нашем языке слово "опыт" используется в единственном
числе, а в этой книге под "опытами" подразумеваются
"попытки". Попытки поразмышлять, пофилософствовать.
Большинство
эссе из книги строятся Монтенем по одной схеме: автор берет какую-либо тему
("О праздности", О лгунах"…), и говорит читателю все, что думает
по данному поводу, стараясь подтвердить свои выводы разнообразными
историческими фактами (слухами), а также событиями из собственной жизни. Иногда
определенная тема является лишь начальной точкой для автора, который в процессе
разговора с читателем высказывает мысли по самым разнообразным вопросам.
Яркой
отличительной особенностью эссе Монтеня является его постоянное обращение к
собственной биографии. При этом, автор
не просто вспоминает некие поучительные истории из своей жизни, а рассказывает
о себе самом - да так откровенно, словно пишет явку с повинной. Это приводит к
тому, что читатель волей-неволей сближается с автором, и Монтень воспринимается
читателем не как мудрец, вещающий истины для своей паствы с недосягаемого
Олимпа, а как хороший знакомый, который обращается лично к нему. Более того,
автор так много рассказывает о себе, что любой читатель наверняка обнаружит
много общего между собой и Монтенем. И нельзя исключать, что некоторых
читателей книга заставит задуматься о том, что идея о переселения душ не просто
выдумка… Лично меня подобные мысли одолевали неоднократно. Одно только
непонятно: если моя душа ранее была в теле Монтеня, то по какой-то такой
причине ее занесло так далеко на восток, где люди не в состоянии сделать ни
нормального вина, ни сыра?…
...Среди
небольших и просто микроскопических произведений, вошедших в "Опыты",
выделяется "Апология Раймунда Сабундского". На фоне большинства эссе,
чей объем составляет всего несколько страниц, "Апология" вполне тянет
на тоненькую книжку. В ней Монтень размышляет о Боге; о нелепости попыток
человека, который не имеет представления даже о себе самом, судить о Нем;
рассуждает о сходстве людей и животных и обстоятельно анализирует воззрения
греческих философов по главным философским проблемам... Самое любопытное, что в
этом эссе, по большей части посвященном религиозной проблематике, христианин
Монтень совсем не вспоминает про Иисуса Христа (за одним небольшим исключением)
и заявляет следующее: … наделять их (богов) частями нашего тела, нашими
костями… нашими смертями и нашими похоронами – все это можно назвать лишь
непомерным опьянением человеческого ума"! Очевидно, что для Монтеня Бог
это некий всемогущий Создатель Вселенной, а не выдуманный людьми персонаж еврейско-греческого
фольклора.
Не нужно
воспринимать "Опыты" как некое собрание мудрых мыслей.
"Опыты" – это не философская доктрина, а всего лишь монолог умного
человека, обращенный к читателю. Когда-то у Монтеня был близкий друг – философ
Этьен де ла Боэси, который был очень похож на самого Мишеля. Во время их дружбы
Монтень не имел склонности к написанию текстов, но Этьен умер в 1563 году и
вскоре Мишель стал работать над "Опытами". Я думаю, что для него было
жизненно важным поделиться c
кем-то своими мнениями по разным вопросам, и когда живого собеседника Монтень
утратил, он перешел к общению с виртуальными собеседниками, в жанре монолога. С
момента записи и первой публикации этих монологов прошло более 500 лет, а
Монтень до сих пор беседует с нами.
Собственно и
нам "Опыты" нужны примерно для того же, что и Монтеню - для общения с
себе подобными. Если вы ищете собрата по разуму, то с кем вы можете поговорить
сейчас? С кем-то в социальной сети?… Вариант не самый удачный. Всю Сеть
облепили упыри - Гомо эректусы, которые выискивают в ней чуждых им Гомо
сапиенсов, и пишут на них доносы в "компетентные органы", заполненные
такими же бесхвостыми Эректусами. Так что общение с Монтенем (хоть и несколько
одностороннее) - безопаснее и полезнее для вашего интеллектуального развития,
чем бестолковые дискуссии в Интернете.
При чтении
Монтеня в начале 90-х я не обратил особого внимания на ту интеллектуальную
свободу, которая была свойственна автору "Опытов". В тогдашней
российской обстановке всепроникающей "гласности" она воспринималась
вполне естественно. Но когда перечитываешь книгу во времена "вставания
России с колен", то просто бросается в глаза, что Монтень, живущий в
условиях настоящей гражданской войны между католиками и протестантами, весьма
свободно размышляет на самые разнообразные темы, включая вопросы религии:
"цель нашей веры – искоренение пороков, а на деле она их покрывает, питает
и возбуждает" – так высказывался Монтень о современном ему христианском
учении. И такое пишет современник "Варфоломеевской ночи", во время
которой во Франции произошла резня гугенотов!
В России с
Варфоломеевскими ночами полный порядок, а вот с выращиванием Монтеней дела
обстоят не столь здорово. В 19 столетии один такой появился и у нас – звали его
Лев Толстой. Наш Монтень тоже много думал и делился с читателями своими мыслями, не обращая внимания на позицию
официальных властей и церкви. Вот только настоящего Монтеня в 16 столетии за
его сочинения власти не привлекли ни к какой ответственности, а нашего в начале
20 века отлучили от церкви! И этим бы явно не ограничились, если бы граф
Толстой к тому времени не был мировой знаменитостью. В остальных случаях с
кандидатами в российские Монтени совсем не церемонились – как до случая с
Толстым, так и после. Вот поэтому с воспроизводством мыслителей в этой стране
большие проблемы. Не нужны они в это стране. Здесь думать вообще не надо! -
Надо вставать в плотные ряды и идти.… Куда? - Туда, куда пошлют. Адреса, куда
посылают подведомственное население наши лидеры, время от времени формально меняются
(на Восток, на Юг, на Запад...), но в глобальном смысле адрес один и тот же. И
все вы его знаете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий