воскресенье, 1 августа 2021 г.

Морис Дрюон. "Проклятые короли"

 


Французский писатель Морис Дрюон был хорошо известен в СССР по циклу исторических романов "Проклятые короли". Всего Дрюон опубликовал 7 книг на эту тему, которые охватывают временной промежуток в истории Франции с 1314 года по конец 50-х гг. 14-го столетия.

 

По моему мнению, произведения Дрюона нельзя назвать полноценной художественной прозой: скорее, они нечто среднее между типичными историческими романами и популярными лекциями по истории Средневековья. Все главные действующие лица этих книг являются реальными историческими личностями – в основном, птицами высокого полета: королями, принцами, графьями и прочими высокопоставленными эксплуататорами трудового французского народа.

Если Дюма смело вводил в круг королевских особ своих выдуманных героев (хотя некоторые из них имели отдаленных прототипов), то Дрюон обходится практически без них. Для оживления пресного королевского пейзажа у Мориса есть некий ломбардец Гуччо и его дядя банкир, но они тоже реальные исторические фигуры, да и появляются на страницах романов нечасто. Подобный подход смотрится странно в художественной прозе, но в принципе имеет право на существование: действительно, зачем выдумывать героев, если жизнь реальных исторических персон – готовый сюжет для книги? Но в этом случае роман неизбежно начинает напоминать историческое, а не художественное произведение, хотя достоверных исторических фактов в книгах Дрюона не много.

Лекции-романы начинаются с событий 1314 года, когда в Париже был казнен на костре великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле. Могущественный и загадочный орден тамплиеров был разгромлен несколькими годами ранее – все началось в пятницу 13-го октября 1307 года, когда по приказу французского короля Филиппа IV Красивого были арестованы рыцари-тамплиеры, находившиеся во Франции. Поскольку среди них оказалось большинство руководителей ордена, а римский папа Климент, являвшийся марионеткой Филиппа, санкционировал уничтожение тамплиеров, судьба ордена и рыцарей была предрешена. По легенде Жак де Моле во время казни проклял своих врагов (у Дрюона к ним отнесены король Филипп, папа Климент и хранитель королевской печати Гийом де Ногаре) и всех их потомков до тринадцатого колена. Именно это проклятье стало исходным моментом для исторических басен Дрюона.

Легенда о проклятии возникла не на пустом месте, поскольку в реальной жизни вскоре после казни великого магистра ордена тамплиеров скончались король и папа. Дрюону этих смертей показалось мало, и он по собственному почину умертвил бедолагу Гийома де Ногаре, хотя реальный Ногаре умер за год до казни де Моле! Этот писательский кульбит прекрасно иллюстрирует всю историческую ценность работ Дрюона. Правды в них не больше, чем в произведениях Дюма.

Каждый роман посвящен определенному времени, связанному с тем или иным королем: "Железный король" (1955) рассказывает про завершение эпохи Филиппа Красивого, "Узница Шато-Гайара" (1955) посвящена началу короткого правления его глупого и вздорного сына Людовика X, который «заказал» свою супругу, третий роман «Яд и корона» (1956) повествует о женитьбе и смерти короля Людовика, «Негоже лилиям прясть» (1957) – о захвате власти средним сыном Филиппа Красивого…

Особенностью всех произведений о "проклятых королях" является большое количество главных действующих лиц. Их всегда не менее десятка, и нельзя сказать, кому автор отдает предпочтение. Даже в первом романе "железный король" Филипп появляется на страницах книги не чаще, чем еще несколько человек. Филипп - скорее цемент, скрепляющий сюжет романа, а не классический главный герой.

Дрюону стоило сделать своего ломбардца Гуччо не просто связующим персонажем всех романов, но и своим дАртаньяном, которого бы полюбили читатели, но автор отказался от этого очевидного пути. Именно поэтому его «лекции» о "проклятых королях" значительно уступают по популярности лучшим романам Дюма. Еще один минус произведений Дрюона в том, что они рассчитаны на невзыскательного читателя: поступки героев предсказуемые, разговоры персонажей примитивные, авторские мысли не блещут оригинальностью. Когда в романах автор рассказывает читателям о событиях в лекторском стиле, эти части читаются лучше, а вот сцены с диалогами действующих лиц – самое слабое место всех произведений.

Нельзя не упомянуть и о том, что в некоторых романах Дрюона есть очень удачные сцены, которые автору по-настоящему удались. К примеру, в первом романе цикла «Железный король» к таким можно отнести казнь верхушки тамплиеров, совмещенную с оргией принцесс-прелюбодеек, и смерть проклятого Жаком де Моле короля Филиппа. Когда я был подростком, то был впечатлен первой сценой, а при повторном чтении книги оценил концовку романа.

Король Филипп Красивый умирает в предпоследнем абзаце, а последний абзац «Железного короля» стоит того, чтобы привести его полностью: "Брат Рено подошел к постели, чтобы закрыть глаза умершему. Но веки, которые никогда не опускались, по-прежнему упрямо не желали опускаться. Дважды Великий инквизитор пытался закрыть глаза Филиппу, но тщетно. Пришлось прибегнуть к повязке. Король Франции входил в Вечность с широко открытыми глазами".

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий