На первом этапе Второй мировой войны на почве грабежа и разбоя отличились нацисты, которые вывозили все ценное из оккупированных стран, но они войну проиграли и на их место заступили победители – союзные державы. Книга А.Широкорада рассказывает о грабеже, который учинил побежденным немцам Советский Союз (на основании соглашений с союзниками о репарациях) и его граждане (в частном порядке).
Меня в этой книге привлекли три темы. Одна связана с ненасытными генералами Красной Армии и МГБ, которые вывозили награбленное в Германии добро целыми вагонами. К сожалению, в книге Широкорада вопрос о мародерах в погонах освещен весьма кратко: упомянуты Жуков, Телегин, Крюков, Серов и Сиднев. Для меня новой фамилией в этом списке стал только Сиднев – не самый крупный генерал-чекист, который, однако, тащил в свои закрома не меньше Жукова (одних ковров он прикарманил 50 штук!). На своей жадности этот чекист и погорел. Жукову грабеж простили, а генерал-майору Сидневу нет.
Вторая тема, которая привлекла мое внимание – это судьба культурных ценностей, которые были привезены в Советский Союз из Германии. Наиболее интересна история "клада Приама" – тех сокровищ, которые Генрих Шлиман раскопал в Трое. Из Германии они попали в СССР, но долгое время были спрятаны в спецхране Пушкинского музея. Неизвестно почему, но советские власти всегда отрицали, что клад находится в нашей стране, хотя, к примеру, еще в 1955 году они вернули картины из Дрезденской галереи властям ГДР. Лишь 1996 году сокровища Шлимана были выставлены в Пушкинском музее, где их можно увидеть и сейчас.
Немало глав книги занимает рассказ автора о тех трофеях, которые привели к прорыву в отечественной науке и технике. СССР позаимствовал многие немецкие разработки в ракетостроении и самолетостроении, в строительстве подводного флота, а также принял на вооружение слегка доработанные немецкие образцы оружия (например, автомат АК-47). В гражданской сфере немцы подсобили нам в автомобилестроении ("Опель Кадетт" стал "Москвичом-400"), телевидении, производстве пластиков, фотоаппаратов, судов на подводных крыльях… Причем, СССР использовал не только немецкие разработки в качестве образцов для собственной техники, но и немецких инженеров, тысячи которых работали на СССР - как на территории ГДР, так и в Советском Союзе.
В книге очень много разнообразной информации, но не скажу, что автору удалось осветить все темы, которые он поднимает в этой книге. К сожалению, Широкорад довольно невнятно рассказал о тех немецких передовых разработках, которые пытались применить в отечественной военной промышленности. Автор много и подробно пишет о ходе работ по различным проектам, связанным с разными системами вооружений, но большая часть из них была закрыта после нескольких лет работы. В итоге совершенно непонятно, была ли какая-то польза от этих проектов при разработке аналогичных советских систем, принятых на вооружение в Советской армии, или же масса усилий и прорва денег просто ушли в песок?…
Комментариев нет:
Отправить комментарий