воскресенье, 10 октября 2021 г.

Глупый и скучный Брэдбери

 

Более 20 лет пролежала в моей личной библиотеке толстая книга Рэя Брэдбери с несколькими сборниками его рассказов, включая "Марсианские хроники". И вот пришло ее время… 

 

Уже после первых прочитанных новелл меня постигло сильнейшее разочарование, которое к концу книги никуда не исчезло. Это тем более удивительно, поскольку классический роман Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" мне понравился. Тем ни менее, автор этой антиутопии в жанре рассказа оказался крайне беспомощным ("Марсианские хроники" называют романом, но это тоже сборник новелл).

В целом для характеристики рассказов Брэдбери достаточно всего двух слов: скучный и глупый. Иногда к произведению подходит лишь один из перечисленных эпитетов, например, "Синяя бутылка", "Кошки-мышки", "Ветер Геттисберга", "Земляничное окошко", "Каникулы" – глупые рассказы, а "Жила-была старушка" и "Ракета" – скучные. "Бетономешалка", "Разговор оплачен заранее", "Наказание без преступления" и "В дни вечной весны" – глупые и скучные.

"Разговор оплачен заранее" про безумного старичка на Марсе, который еще в молодости решил поиздеваться над самим собой в старости, настолько дурацкий, что достоин премии за худшее фантастическое произведение, если бы таковая была. Не сильно уступают ему в дикости рассказы "И все-таки наш…" (1948), в котором читатель знакомится с историей рождения ребенка у супружеской пары не в нашем измерении, а в каком-то другом, из-за чего он стал похож на голубую пирамидку (!), "Детская площадка" (1953) и "Земляне" из "Марсианских хроник" (1948).

Мне кажется, что главная проблема Брэдбери была не в том, что он обладал слишком нестандартным воображением, и его идеи были изначально неудачные. Темы его рассказов и те проблемы, которые он поднимает – достаточно интересны. Во многих случаях на их основе могли получиться весьма занимательные истории, но автора регулярно уводило не в ту степь: то Брэдбери погружает нас в скучную череду событий и при чтении рассказа хочешь только того, чтобы он быстрее закончился; то автор приводит читателя к столь нелепому финалу, про который хочется сказать лишь одно: ну и чушь!

Из сборника объемом в 550 страниц я могу отметить лишь несколько рассказов: "Превращение", "Калейдоскоп" (1949), и пару новелл из "Марсианских хроник". Их нельзя отнести к шедеврам, но они не скучные и не глупые – в случае Рэя Брэдбери это уже достижение.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий