- Интересно! Очень интересно! – сказал Иосиф Виссарионович, отложив "Властелина мира" в сторонку. – Пожалуй, массовый гипноз — дело перспективное. У Штирнера стать властелином мира не получилось, но мы пойдем другим путем…
Вряд ли Сталин говорил нечто подобное, но он наверняка так подумал после прочтения этого романа (я не рассматриваю вариант, что он не читал "Властелин мира", потому что кремлевский библиофил знакомился практически со всей продукцией советского книгоиздания, и мимо книги с таким увлекательным названием пройти не мог). Тем более, что жизненная цель товарища Сталина была та же самая, что и у главного злодея Штирнера. В конце произведения Штирнер говорит своей жене: "Я наделал много зла людям. Но не думайте, что зло само по себе доставляло мне удовольствие. Я хотел стать великим. Мне казалось, что власть моя беспредельна…". Те же самые слова прозвучали бы весьма органично из уст Сталина, но свои тайные мысли на публике он не высказывал, предпочитая нести чушь про диктатуру пролетариата.
В романе для контроля над людьми Штирнер использовал свое изобретение, которое позволяло внушать его мысли окружающим на расстоянии с помощью радиоволн. Попытка Штирнера подчинить себе весь мир кончилась крахом, но жизнь показала, что нет необходимости изобретать сложные машины, чтобы внедрять свои идеи в чужие головы – как это делал герой романа. Для этого сгодились старая добрая пресса и изобретения конца 19 века: кино и радио. Сталин установил на них монополию, и делал с населением СССР все, что приходило ему в его больную голову. Через "длинные руки" Коминтерна и НКВД "вождь всего прогрессивного человечества" контролировал поведение миллионов "полезных идиотов" (коммунистов) в странах Запада, а после Второй мировой войны он распространил свою власть еще на десяток европейских стран.
…"Властелин мира" – не самый известный роман одного из основоположников отечественной фантастики Александра Беляева, автора "Головы профессора Доуэля" и "Человека-амфибии". И это не случайно. В нем нет героя. Штирнер — злодей, но отнюдь не харизматичный, а те, кто с ним сражаются — второстепенные персонажи произведения, которые попросту не похожи на живых людей. Сопереживать во "Властелине мира" некому. Сюжет произведения не блещет сложностью: событий в романе немного, а действующих лиц еще меньше. Через сто лет после его создания роман вряд ли можно порекомендовать для чтения: я думаю, что он может представлять хоть какой-то интерес только для тех, кто занимается историей советской литературы.
Для литературоведов "Властелин мира" должен быть интересен тем, что роман поразительно напоминает "Гиперболоид инженера Гарина" Алексея Толстого, который был написан в то же самое время (1925-1926). Герой последнего романа изобретает гиперболоид (мощный лазер) и с помощью своего изобретения также планирует стать властелином мира. Концовки у романов отличаются, но сюжетная основа произведений совпадает один в один.
Что же получается? Два совершенно разных писателя и человека: один - жирующий в голодающей стране барин, продавший душу большевикам (Толстой), а другой - несчастный инвалид, периодически умиравший от голода в послереволюционные годы (и, в конце концов, умерший по этой причине в 1941 году на оккупированной немцами территории), одновременно разрабатывали одну и ту же тему о непосредственной связи гениального изобретения и власти над миром. Что это? - Совпадение? Не думаю!
Похоже, что оба советских автора уловили одни и те же флюиды, распространявшиеся в атмосфере строительства коммунизма. В середине 20-х многие большевики действительно верили, что пролетариям всех стран удастся "соединиться" (не объединиться, а именно соединиться! как псам на случке…), уничтожить всех буржуев и построить на Земле Союз Советских Социалистических Республик. Во многих умах бродила идея о коллективном властелине мира. В таких условиях нет ничего удивительного, что в двух советских писательских головах возникла мысль наглядно продемонстрировать читателям-пролетариям, что в условиях новейшей эпохи один человек не может захватить власть над миром – пусть даже с помощью гениального изобретения. В прошлом такие люди периодически появлялись (Александр Македонский, Октавиан Август и некоторые другие римские императоры, Наполеон), но все они опирались на государственную структуру и военную силу. После Первой мировой войны этот путь стал невозможным.
Нельзя сказать, что Толстой и Беляев придумали что-то новое — подобную тему разрабатывал еще Жюль Верн в романе "Флаг Родины" (1896), но здесь интереснее другое: даже фантастические изобретения не помогли пирату Керу Каррадже ("Флаг Родины"), Штирнеру и Гарину стать властелинами мира. Получается, что фантасты не смогли сконструировать такой мир, которым правит один (пусть и гениальный) злодей. Но прошло совсем немного времени после выхода "Властелина мира" и "Гиперболоида", как товарищ Сталин доказал, что подобное вполне возможно — ведь в 1945-м году он был как никогда близок к этому! После войны он стал властелином половины мира, а благодаря гипнотическому воздействию на Франклина Делано Рузвельта (привет Штирнеру!) Сталин был близок к тому, чтобы заполучить весь цивилизованный мир на блюдечке! К счастью, для Запада предатель Рузвельт умер в апреле 1945 года, и поглощение Западной цивилизации Левиафаном не состоялось. Но ведь на практике это было вполне реально! Останься Рузвельт во главе Америки еще на пару лет, то кто бы помешал дядюшке Джо поглотить всю Европу с помощью своих дрессированных западных идиотов?...
Комментариев нет:
Отправить комментарий