Один из самых знаменитых фантастических романов английского классика был издан в далеком 1896 году – на заре становления фантастики как жанра. Прошло более ста лет, но и сегодня он не выглядит устаревшим. Для Уэллса было характерно создавать долгоиграющие сюжеты, которые до сих привлекают читателей, хотя основная канва этих произведений знакома сейчас всем и каждому – прежде всего, благодаря кинематографу.
Я прочел «Остров доктора Моро» тоже после просмотра одноименного фильма с Марлоном Брандо, что не испортило мое знакомство с текстом романа. Книга получилась страшнее ее кинематографического воплощения: особенно впечатляет сцена преследования главного героя и по совместительству рассказчика Прендика неизвестными существами в первой половине книги.
В этом романе самое поразительное то, что простая на первый взгляд история, основанная на переработке классического в те годы «Франкенштейна», полна разнообразных смыслов – хотел того автор или нет.
По сюжету книги доктор Моро на необитаемом острове проводит эксперименты над животными, которые в результате его жестоких опытов превращаются в некое подобие людей (зверо-людей). Автор однозначно осуждает подобные эксперименты, которые не имеют никакой научной ценности, а являются прихотью маниакального ученого, которому просто любопытно, что получится в результате его жестоких хирургических манипуляций (вивисекции). И недаром Моро гибнет от рук (лап) своих созданий. Он возомнил себя Богом, что по Уэллсу должно караться смертью.
К сожалению, грядущий 20 век дал слишком много жутких примеров, когда последователи доктора Моро совершали схожие эксперименты не только над животными, но не понесли наказания за свои злодеяния. И я говорю не только о самых знаменитых из них – немецком враче Йозефе Менгеле и русском вивисекторе Иване Павлове. Тысячи безвестных «тружеников науки» в Германии, СССР, Японии и ряде других стран ставили разнообразные бесчеловечные опыты, а также создавали и испытывали оружие массового поражения, используя в своих экспериментах животных и людей (кстати, популярный ныне «Новичок» тоже был испытан на людях и отнюдь не на врагах Советской власти!). Множество советских ученых не получили своей заслуженной славы, как Менгеле, но были ничем не лучше его.
Но вернемся к роману. По Уэллсу Моро пытается стать Богом, но на самом деле он ничуть не похож на Создателя. Ведь Бог создал совершенные существа, а Моро только портит его творения. Его создания – откровенные уроды: они уже не звери, но и не люди. И никогда не станут ими. В глобальном смысле Моро – жалкий неудачник. Как и его предтеча – доктор Виктор Франкенштейн.
Нельзя не обратить внимания, что колония зверо-людей на острове поразительно напоминает человеческое общество. И что характерно: оно похоже на человеческое общество, пока зверо-люди соблюдают установленный для них Закон. Намек Уэллса слишком прозрачен: без Закона (которым в конце 19-го столетия для англичан был еще не Коран, а Новый завет) общество погрузится в хаос, где хищники будут охотиться на травоядных. В некотором смысле автор прав, но в реальности все несколько сложнее. Как свидетельствует история, не все человеческие популяции состояли из хищных и нехищных особей. Например, в цивилизации Триполья похоже не было большой проблемы, как обуздать хищников, поскольку они там отсутствовали. Поэтому и государства у трипольцев не было, и Закон им был не нужен.
Еще одну тему, которая звучит в романе, можно назвать темой «упрощения и единообразия». Доктор Моро использует в своих экспериментах разных животных, с различными повадками, но результатом их переделки является зверо-человек. Внешние различия у зверо-людей все-таки сохраняются, но их поведение с помощью Закона подгоняется под одну гребенку. Это уже напоминает будущие социальные эксперименты в СССР по созданию советского человека, который за пайку не только был должен строить Изм, но и думать, ориентируясь на линию Партии. Внедрение одних правил для всех ничем хорошим закончиться не может – таково предсказание Уэллса для своих читателей. Его зверо-люди не живут, а мучаются, пытаясь обуздать свою природу и соответствовать требованиям единого Закона. В итоге колония зверо-людей на острове гибнет.
P.S.: Есть некий парадокс в том, что создатель доктора Моро через много лет после написания романа повстречался с реальным Моро – в Кремле (это произошло 23 июля 1934 года). Там Уэллс беседовал со Сталиным, но так и не понял, что перед ним находится величайший вивисектор в истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий