Роман "Монументальная пропаганда" несколько затерялся среди произведений Владимира Войновича, за трилогией о Чонкине, "Москвой 2042", "Шапкой" и "Иванькиадой". Причин этому несколько.
Этот роман вышел в свет в неудачное время – в марте 2000 года. В эпоху Миллениума Россия в принципе почти ничего не читала, а лишь старалась пережить одно бедствие за другим: рукотворный экономический кризис, устроенный ОПГ Чубайса, безжалостные руки Семьи на горле страны, взрывы домов, новую войну в Чечне, новогодний сюрприз "Я ухожу. Я сделал все, что мог.", сопряженный с передачей царской власти Спасителю… Это было апокалиптическое время, когда людям не до книг.
Еще менее подходящей эта эпоха была для сатиры. Сатирические произведения хорошо воспринимаются публикой в эпоху стабильности, когда все не просто устоялось, а уже потихоньку гниет и разлагается, издавая запашок, легко уловимый всеми окружающими. Именно поэтому идеальным временем для сатиры в СССР были 70-е и самое начало 80-х годов 20 века: советские разрешенные сатирики (А.Райкин, М.Жванецкий, Г.Хазанов) были известны всей стране, а "злобные антисоветчики" (В.Войнович, А.Зиновьев) были суперзвездами в среде либеральной интеллигенции, потреблявшей "самиздат" и "тамиздат".
В 2000 году выпускать сатирический роман не стоило в принципе. И тем более книгу о настоящей коммунистке Аглае Ревкиной – этакой провинциальной Нине Андреевой, преданной делу Ленина-Сталина. Сама тема популярности Сталина и живучести сталинистов не была тогда настолько актуальной, как последние лет десять. Мне кажется, появись "Монументальная пропаганда" году в 2011-м, тогда бы ее заметили не только поклонники Владимира Войновича и литературные критики.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что в этой книге Войнович обращается не столько к советским людям, сколько к читателям 21 века (в тексте он об этом не раз упоминает: "нынешний просвещенный читатель думает, что придурков, подобных описанным нами, теперь уже нет"). Его роман адресован детям совков – тем, кто сам не застал те "благословенные времена" или по малолетству плохо помнит, что в реальности происходило в СССР. Проблема в том, что в начале "нулевых" массового читателя – постсовка еще не существовало, а совкам о сталинистах читать совсем не хотелось.
Очевидно, что "Монументальную пропаганду" не нужно воспринимать только как роман о пламенной большевичке Аглае Ревкиной. Он о советских людях, о их бестолковой жизни в реальном советском обществе, которое ничуть не напоминало страну грез, о которой писали Маркс, Ленин и прочие выдумщики. "Чонкин" у Войновича получился сказкой о совках, а "Монументальная пропаганда" – быль. Не менее смешная, чем "Чонкин", но, как и всякая быль – более страшная.
Жизнь сталинистки Аглаи – лишь повод для автора, чтобы устроить экскурсию по советскому паноптикуму. В ее лице мы встречаемся только с одним подвидом совка – клиническим, и к счастью, не самым распространенным на наших просторах. С остальными разновидностями советского человека Войнович знакомит нас по ходу действия: оптимистом-коммунистом Шубкиным, запойным алкоголиком-коммунистом Диванычем; генералом-пропагандистом Бурдалаковым, простой советской бабой – буфетчицей Антониной и прочими обитателями Страны Советов.
Войнович был настоящим русским писателем, который не просто рассказывал читателю выдуманные истории, но и делился своими философскими размышлениями о жизни и людях. К счастью, у Владимира Николаевича был талант писать о сложных вещах просто и с юмором.
Чтобы показать разницу между большевиками-ленинцами и сталинистами Войновичу потребовалось всего четыре не очень длинных предложения: "Марксисты-ленинцы были хорошие марксисты, добрые. Они хотели установить на земле хорошую жизнь для хороших людей и плохую для плохих, но обязательно в соответствии с Мировоззрением. И поэтому плохих людей убивали, а хороших по возможности оставляли в живых. А сталинисты были по сути своей демократы — убивали всех без разбору.".
Отношение советского государства к талантливым людям автору удалось выразить всего в одном предложении: " … и даже написал кандидатскую диссертацию по вопросам языкознания. Настолько блестящую, что ему за нее хотели дать сначала доктора, а потом дали пять лет ссылки". И совсем мало слов понадобилось Войновичу, чтобы сформулировать основной принцип человеческого общежития в Стране Советов: "один за всех, все на одного".
Сейчас много дискутируют о причинах популярности Сталина среди российского населения. Владимир Войнович в финале "Монументальной пропаганды" устами своего героя-философа Адмирала дал на него вполне убедительный ответ:
"До недавнего времени мы жили в зоопарке. У всех свои клетки. У хищников одни, у травоядных другие. Все обитатели зоопарка, естественно, мечтали о свободе и рвались из клеток вон. Теперь нам клетки открыли. Мы вышли на волю и увидели, что здесь за удовольствие побегать по травке можно заплатить своей жизнью. Здесь безусловно хорошо только хищникам, которые теперь свободны пожирать нас в ничем не ограниченных количествах. И наглядевшись на эту свободу, натерпевшись страху, мы думаем: не лучше ль вернуться в клетку, но и хищников туда же вернуть? Их всё равно будут кормить нами, но зато по норме. И поэтому мы смотрим вокруг и ищем… Ну, скажем, директора зоопарка. Который наведёт порядок и всех рассадит по своим клеткам, хищников подкармливать будет, но и нам выделит сена, капусты, а иногда за хорошее поведение и морковкой побалует...".
Все правильно! Если дать бывшим травоядным совкам капусты вдоволь и изолировать от них хищников, они тут же перестанут вспоминать своего мифологического Сталина.
И напоследок еще несколько мудрых высказываний от Войновича:
"Произведя живого человека в кумиры, мы только таким его признаём. А как только усомнились в его божественных качествах, то сразу свергаем его в пропасть, уже даже и действительных достоинств в нём не замечая";
"Россия — такая страна, где очень много говорят о покаянии, но редко кто может просто сказать "извините";
"Общее количество подлости и глупости в человечестве не увеличивается и не уменьшается, но, к счастью, не всегда бывает востребовано временем".
Комментариев нет:
Отправить комментарий