Павел Басинский. «Лев Толстой — свободный человек».
Павел Басинский - главный «толстовед» страны. Вполне возможно, что в академических толстоведческих кругах Басинский отнюдь не первый и даже не второй, но в последнее десятилетие он стал самым плодовитым автором, выпускающим одну биографическую книгу о Толстом за другой. «Лев Толстой — свободный человек» (2016) - уже четвертая работа в этом ряду.
На этот раз Басинский написал полноценную биографию нашего главного писателя. Книга невелика по объему – 400 страниц книги стандартного размера, но автор сумел осветить не только основные вехи в долгой жизни Толстого, но и нашел место в своей работе для массы любопытных, шокирующих или забавных деталей. Например, из книги я узнал, что молодая жена Толстого поначалу звала его Пупком. Всего одна маленькая (и крайне забавная!) подробность частной жизни позволила взглянуть на личные взаимоотношения молодых супругов не через призму их поздних супружеских разборок, которые на языке бракоразводных документов именуются «непреодолимыми разногласиями». Оказывается, в первые годы брака у Софьи с Пупком все было хорошо.
На 400 страницах освещены не только главные вехи в жизни Толстого, его молодые годы и пребывание на военной службе, но и подробно рассказано об его отношениях с родственниками, женой, детьми, другими писателями. Читатель узнает про его духовные метания, о противостоянии Толстого церкви и государству. Это не литературоведческая работа, поэтому анализа произведений и мыслей Басинского по их поводу здесь практически нет, что правильно. Биография человека – это история его жизни, а не повод, чтобы препарировать его творения.
Важно, что Басинский пишет для людей, а не посвященных. Поэтому не имеет значения, насколько хорошо вы знакомы с жизнью Толстого или историей России 19 столетия - текст вам будет понятен в любом случае. К тому же книга очень легко читается. Не успеешь оглянуться, а биография уже закончилась. Толстой умер.
Басинский по-настоящему любит своего героя, что почувствует любой читатель. При этом нельзя не отметить, что отношение биографа к Толстому не повлияло на отбор материала к книге. У меня не сложилось ощущения, что по старой советской традиции автор утаил какие-то сведения, которые не красят героя книги. В результате читатель сам может составить мнение о настоящем Толстом, и образ великого писателя может сильно разойтись с тем портретом, который рисует Басинский. Подобная история произошла и со мной.
По Басинскому Лев Толстой был свободным человеком, и эта позиция нашла отражение не только в названии биографии. Этим утверждением автор закончил свою книгу: «И всякий, кто хотя бы однажды встречался с Толстым, чувствовал, что этот человек кроме жизни, которую он провел на глазах у всех, прожил еще одну. Не ту, которой жили его современники и которой живем мы. Жизнь свободного человека».
Данное утверждение вызывает серьезные сомнения. Свободный человек делает то, что хочет, не обращая внимания на окружающих. Лев Толстой в отношениях с государством и церковью действительно был свободен, но эта свобода была частью его свободомыслия. В своих мыслях писатель ни от кого не зависел, но его жизнь в целом не была жизнью свободного человека. Лев Николаевич похож на многих из нас – он хотел быть свободным, но ему это не удалось.
Много лет, до вступления в брак, писатель не был свободен от своих страстей. Молодой Лев постоянно играл и проигрывался в пух и прах, словно не умеющий себя держать в руках Достоевский, а также был одержим сексом и изрядно покуролесил до брака. Все это его угнетало, и хотя Толстой старался изменить свое поведение, он часто шел на поводу у своих низменных увлечений.
Нельзя также забывать, что писатель не был свободным от навязчивого стремления поделиться своими тайнами с окружающими. У Толстого был не только обычный дневник, но и тайный дневник! И оба они были оставлены потомкам. В приступе душевного эксгибиционизма, сразу после женитьбы, Толстой дал своей 18-летней супруге ознакомиться со своими откровенными записками, которые по-настоящему шокировали ее. Софья как всякая влюбленная молодая невеста (дура) думала, что ее муж – лучший в мире, а он оказался монстром.
С конца 70-х годов у 50-летнего писателя начался климакс: в результате он стал несчастен сам и сделал несчастной свою семью. Толстой несколько лет мучительно искал смысл жизни, и ему показалось, что нашел, но никому от этого не стало лучше. Найденный смысл жизни не сделал писателя свободным человеком – напротив, количество гирь на его ногах еще больше возросло.
После того как Толстой «прозрел», он стал стремиться освободиться от собственности и доходов. Смог ли он по факту это сделать? Нет. Юридически от недвижимого имущества писатель отказался в пользу своих домашних, но фактически продолжал пользоваться им как совладелец. Толстой все время пытался лишить семью доходов от своих новых книг, отказавшись от авторских гонораров, но его стремление быть свободным от денег лишь приводило к грандиозным скандалам между супругами (и Софью вполне можно понять, поскольку поведение великого писателя в материальном плане ничем отличалось от поведения типичных алкашей, которые пропивают все, что имеют!). До обретения смысла жизни собственность Толстого не тяготила, после «духовного переворота» она стала для него тяжким грузом, от которого он освободиться не сумел.
Нельзя жить в семье и быть свободной от нее. У Толстого эта несвобода усилилась после «прозрения», поскольку найденный им смысл жизни не предполагал наличие семьи. После этого Толстой не раз пытался сбежать от надоевшей жены и детей, но так и не смог.
Ладно бы только сам Лев Николаевич в духовном плане заплутал в трех соснах, но своими писаниями он сбил с пути истинного многие неокрепшие души. Увлекшись публицистикой, Толстой стал настоящим проповедником, что привело к появлению у него последователей - «толстовцев». Но писатель отнюдь не стремился основать новую секту или движение. Толстой не был по своей натуре вождем, поэтому многочисленные последователи его изрядно тяготили.
Второй тезис, на котором основана книга Басинского, я бы сформулировал следующим образом: Толстой был не только великим писателем, но и великим человеком. И здесь я готов поспорить с автором. Если мы забудем про все, написанное Толстым, что «великого» останется в остатке?…
В роли главы большой семьи он в итоге оказался несостоятельным. Его отношения с супругой – это готовый сюжет для фильма-трагедии. Отношения с большинством детей у Льва Николаевича тоже не сложились – своих взрослых сыновней он просто не переносил, как и они папашу. А ведь до этого Толстой буквально силой заставлял жену рожать и рожать, хотя она после тяжелых родов пятым ребенком хотела остановиться.
Писатель обзавелся толпой последователей, но куда он завел их? В тупик. То, что помогло Толстому справиться с депрессией, не стало универсальным способом борьбы с возрастными проблемами у мужчин.
Граф занимался и общественной деятельностью. Здесь на его счету есть определенные достижения (борьба с голодом в начале 90-х), но стал ли он действительно крупным общественным деятелем, вне отрыва от своего статуса главного русского писателя? Вряд ли. В этом плане его нельзя сравнить с Владимиром Короленко.
Но если вне литературы Лев Толстой не имеет сопоставимых достижений, то за счет чего он приобрел такую значимость не только на родине, но и в мире? Ведь в России много писателей, а Толстой и спустя сто лет после своей смерти по-прежнему стоит особняком – как одинокая скала у реки.
И здесь мы подходим к тому феномену, о котором я до этой биографии Толстого не задумывался. Пазл в моей голове сошелся только к концу книги. Вот где зарыта собака Толстого! – подумал я. Все дело в пиаре! Ведь жизнь Толстого – это не просто биография великого писателя – это правильно упакованная и преподнесенная публике на блюдечке биография. Бурная личная жизнь (которая со стороны выглядит как сумасшедший дом), мучительнейшие поиски смысла жизни уже немолодым писателем, во время которых он разругался с церковью и семьей, а также «толстовство» - все это не просто факты биографии, а элементы бренда «Лев Николаевич Толстой».
Мы к ним давно привыкли, но не следует забывать, что для современников писателя все это было в диковинку. Вы только представьте себе эту картину, когда муж, всемирно известный человек, пытается убежать от своей жены! А в это время жена писателя тоже не сидит без дела: она ведет себя как умалишенная и пытается наложить на себя руки по примеру Анны Карениной! Это ведь не просто скандал! Это лакомый кусок для желтой прессы, который можно обсасывать годами! И все это на фоне разрыва Толстого с церковью и напряженных отношений с государством.
Естественно, что там, где скандалы – там и повышенный интерес публики. А чтобы этот интерес к Толстому не угасал, пожару в доме писателя долгие годы не давал утихнуть Владимир Чертков – неутомимый пиарщик и издатель Толстого (кстати, Басинский сильно напоминает своим отношением к писателю как раз Черткова).
После смерти людям стали доступны дневники Толстого, которые еще больше подогрели интерес к писателю. Одно дело автор, про которого мы мало что знаем – как Виктор Пелевин, а другое дело – Лев Толстой, который предстает перед публикой буквально без штанов, да еще и с гонореей, которую он подцепил в молодости.
Еще более важным для посмертной славы Толстого стала его публичная смерть. Ни один пиарщик не смог бы придумать такого драматического спектакля, притягивающего к себе внимание всего цивилизованного мира. Умереть подобным образом в истории удавалось немногим. Обычно это были какие-то запоминающиеся казни - как в случае Жака де Моле, Николая Кровавого и его семьи, Кадаффи… Эффектно умереть в постели – труднейшая задача, но Толстой и здесь оказался на высоте.
Разумеется, что Лев Николаевич не хотел превращать свою смерть в душераздирающее шоу, но что получилось, то получилось, и это наилучшим образом отразилось на бренде Толстого. Даже сегодня бегство великого писателя из дома и его последующая смерть волнует публику немногим меньше, чем в 1910 году. И совершенно правильно, что Басинский уделил этому эпизоду достаточно места в своей книге. Без этой смерти нельзя до конца понять феномен Толстого. Не только своей жизнью чудака, но и гениально поставленным спектаклем «Смерть Льва Толстого», Лев Николаевич превратил свое имя в бренд мирового значения и застолбил за собой на веки вечные царский трон в истории русской литературы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий