Большая часть знаменитых детективов, рожденных писательской фантазией, являются классическими литературными героями – персонажами, у которых положительных черт намного больше, чем отрицательных. Огюст Дюпен, Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро и Жюль Мегрэ – почти образцовые герои, хотя не без некоторых недостатков. Сыщик должен вызывать доверие и симпатию у читателей, чтобы нам было приятно идти по следу преступника рядом с ним. Именно по этой причине сомнительных субъектов в детективы не берут. За небольшими исключениями.
Вскоре после появления нового литературного жанра авторы детектива стали экспериментировать с фигурой сыщика, стараясь, чтобы их герой чем-то выделялся на фоне своих собратьев: Гилберт Кит Честертон в 1911 году родил детектива-попа (отца Брауна), Агата Кристи в 1932 году – сыщика - "старушку в маразме" (мисс Марпл). Но этих персонажей нельзя назвать антигероями в полном смысле этого слова. Это герои, но с некоторым своеобразием по части основной профессии (служитель религии) и призвания (старая дева).
Совсем иное дело — до жути ленивый, жирный и грубый сыщик Ниро Вульф, одержимый выращиванием орхидей. Американский писатель Рекс Стаут создал настоящего детектива — антигероя. Кроме умения разгадывать загадки, иных положительных качеств у человека-горы не просматривается. Казалось бы, нет ничего плохого в увлечении садоводством, но у Ниро это не просто увлечение, а патологическая страсть к выращиванию орхидей, которая негативно сказывается на расследовании преступлений. Когда Вульф удаляется в свою оранжерею подкармливать и поливать цветы (строго по часам!) — он перестает существовать для мира. Да и само по себе такое хобби не очень-то украшает мужчину-детектива, пока он не отошел от дел.
Ниро Вульф не просто полный или толстый — он до неприличия жирный, что для героя – огромный минус. И вполне очевидно, почему Вульфа так разнесло: он — гурман-обжора и пивной алкоголик. Иногда он впадает в "кулинарные загулы" и тогда совсем забывает про свою работу. Полные люди нередко уверяют худых, что хорошего человека должно быть много, но Вульф отнюдь не хороший: он ленив (этот детектив ленится расследовать преступления и иногда бросает следствие на полдороге!), груб (как с клиентами, так и со своим помощником) и жаден (берет несуразно большие гонорары, чтобы пореже работать). Вдобавок к этому Ниро Вульф ненавидит покидать свой дом и элементарно боится перемещаться на автомобилях и поездах ("он ненавидит движущиеся предметы"), даже если поездки необходимы для раскрытия дела. Вульф начал часто выходить из дома лишь во время Второй мировой войны, когда собрался на фронт, но его энтузиазм продлился недолго.
Я думаю, что не только меня раздражают привычки и разного рода причуды Вульфа, но тогда почему произведения из цикла о Ниро Вульфе так популярны среди читателей всего мира? Полагаю, по двум причинам.
Арчи и Ниро в сериале "Тайны Ниро Вульфа" |
Первая: наличие у Ниро помощника - Арчи Гудвина, классического сыщика, который обладает многими достоинствами, которые отсутствуют у его шефа. Без Гудвина Вульф как без рук: Арчи осматривает места преступлений, опрашивает свидетелей, доставляет свидетелей и подозреваемых к Вульфу на дом... У Арчи лишь один недостаток: уровень его интеллекта не позволяет ему раскрывать загадочные преступления без Вульфа. Таким образом, в одиночку Ниро и Арчи практически не способны быть детективами, а на пару успешно разгадывают самые сложные головоломки, поскольку недостатки Вульфа компенсируются достоинствами Гудвина, и наоборот. По сути, Ниро — это голова, а Арчи — тело детектива, поэтому Вульф и Гудвин неразделимы как сиамские близнецы.
Вторая причина популярности произведений этого цикла — юмор. Рассказчиком в этом цикле выступает Арчи Гудвин, который не стесняется отпускать саркастичные комментарии по разным поводам, но, прежде всего, в адрес своего шефа: «скоро полночь, а он сидит в костюме, и необходимо изобрести способ, как его раздеть, чтобы при этом не перевернулся поезд»; «он начал готовиться к подъему со стула», «он начал свои обычные приготовления, чтобы встать с кресла, и наконец встал», «разумеется, Вульф не мог уехать один, потому что … практически сразу бы потерял сознание только при мысли о том, что ему надо сесть за руль»; «в понедельник он был в таком отчаянном состоянии, что отважился на дальние прогулки: от кресла до книжных полок и обратно»....
Смесь детективного расследования и юмора придает особое очарование всему циклу и выделяет "весельчаков" Вульфа и Гудвина на фоне классических детективов Холмса, Пуаро, Мегрэ и прочих комиссаров Беков, которые были исключительно серьезны.
Также не следует забывать про детективную интригу в книгах про Вульфа и Гудвина. Рекс Стаут умел напустить тумана, чтобы читатель терялся в догадках до самого конца расследования, что является обязательным ингредиентом произведений детективного жанра. Другое дело, что разгадки преступлений у Стаута не всегда оправдывают ожидания читателей, но когда папе Вульфа и Гудвина удавалось соблюсти гармонию в этом отношении, из его машинки выходили весьма неординарные детективные романы и повести: "Слишком много поваров" (1938), "Где Цезарь кровью истекал" (1939), «Черные орхидеи» (1941) …
Комментариев нет:
Отправить комментарий