вторник, 16 января 2024 г.

Валерий Золотухин. «Секрет Высоцкого».

 

Ни о каком секрете Высоцкого из этой книги вы не узнаете. Под ее обложкой собраны дневниковые записи выдающегося советского артиста Валерия Золотухина. Свои дневники Золотухин вел много лет, накопив материала на несколько книжек, которые он периодически выпускал с конца 80-х годов. 

 

«Секрет Высоцкого» - это компиляция дневниковых записей, составленная автором по принципу упоминания в них Владимира Высоцкого – не только прямого, но и косвенного. В некоторых записях Высоцкий просто фон для рассказа автора о каком-то событии (например, Владимир лежит в больнице, а Золотухин рассказывает, что творится в театре), в других Валерий размышляет о своих сложных отношениях с Высоцким, о своих чувствах к нему, в третьих – фиксирует какие-то события из театральной или своей личной жизни, в которых принимал участие его друг Высоцкий.

Для поклонников Высоцкого или Золотухина – это весьма любопытное чтиво, но все-таки эти дневниковые записи больше предназначены для биографов Высоцкого, Золотухина, Юрия Любимова и прочих известных театральных и кино-персон, которые работали в театре на Таганке. Эти заметки могут заинтересовать читателя, когда он знает хотя бы основные события из биографий героев дневников и контекст происходящего. Без этой информации брать в руки эту книгу не стоит.

В «Секрете» представлена хроника событий с конца 60-х до 1998 года (примерно половина записей в книге сделана Золотухиным уже после смерти Владимира, и большая их часть посвящена проведению различных мероприятий в день рождения Владимира Семеновича). Можно ли доверять автору дневников? По моему ощущению – вполне. Но в любом случае нужно помнить, что мемуарная литература всегда грешит какими-то неточностями и преувеличениями. Формально это не мемуары, а дневники Золотухина, в которые записи вносились по горячим следам, но не все так просто. Поскольку дневниковых публикаций Золотухина набралось довольно много, в разных изданиях этих записей были выявлены некоторые несовпадения, что говорит о том, что перед публикациями дневники подчищались и исправлялись. Насколько много было этих исправлений – бог весть.

Дневниковые записи Золотухина с самого начала ставили под сомнение некоторые его коллеги по театру (И.Бортник, Л.Филатов), но их претензии к творчеству Золотухина легко объяснимы. Актеры – люди априори завистливые к чужой славе, и жизнь почти любого театра – это грызня за роли и любовь публики. Театр на Таганке не был исключением. К тому же Высоцкий был не только главным артистом театра, но и страны, поэтому на особые с ним отношения претендовали многие. Естественно, что попытка Золотухина занять место поближе к Высоцкому после его смерти, натолкнулась на неприятие других актеров старой Таганки.

Нельзя также забывать, что в дневниках Золотухина зафиксирована такая проза жизни, которая не красит ни автора, ни Высоцкого, ни других упомянутых в них лиц. Львиную долю записей Золотухина составляют упоминания о бесконечных загулах и последующих госпитализациях Высоцкого, из-за которых театр на Таганке постоянно лихорадило. Естественно, что «очернение» памяти Высоцкого не устраивало тех, кому мил канонический образ Высоцкого – главного певца и актера страны, который в реальности умудрялся совмещать свою разнообразную творческую жизнь с запойным алкоголизмом и увлечением наркотиками. Преодолеть тягу к стимулирующим напиткам и веществам Высоцкий так и не смог, от чего и умер в 42 года.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий