С одной
стороны, триста рублей – вроде и не деньги… А с другой стороны, когда выбросишь
их на ветер – все равно жалко…
Редко мне не
удается прочесть книгу до конца. "Улисс" как раз из этой категории.
Из почти восьмисот страниц (без учета комментариев) я одолел всего 50. И это
еще много! Большинство, я думаю, и десяток не осилит.
Читать это
творение Джойса попросту невозможно. Это не книга в привычном понимании, не
литературный текст. Данный факт, собственно, отмечают все — в том числе и
поклонники творчества безумного ирландца. Это надо же такое заявить — цитирую
переводчика романа С.Хоружего: "задачи формы составляют истинное
содержание романа, а содержательные (сюжетно-повествовательные) задачи остаются
на втором плане как своего рода необходимая формальность"!? Писатель
С.Беккет и вовсе изрек нечто непотребное: "здесь форма есть содержание и
содержание — форма". Что важнее: форма помидора или его вкус? - Ответ
очевиден, но не для фанатов Джойса.
Текст — по
крайней мере, в начале романа (якобы от эпизода к эпизоду он меняется) — идет
примерно следующий: некий ничего не значащий диалог, потом что-то похожее на
бред (видимо, авторские размышления, хотя я не уверен), затем опять диалог ни о
чем, снова бред. Смысла во всем этом я не уловил по той простой причине, что
его там нет! Ведь главное в романе - форма!
Небольшой
пример, чтобы было понятно, что я имею в виду под "бредом":
"Неотменимая модальность зримого. Хотя бы это, если не больше, говорят
моей мысли мои глаза. Я здесь, чтобы прочесть отметы сути вещей: всех этих
водорослей, мальков, подступающего прилива, того вон ржавого сапога.
Сопливо-зеленый, серебряно-синий, ржавый: цветные отметы. Пределы прозрачности.
Но он добавляет: в телах. Значит, то, что тела, он усвоил раньше, чем что
цветные. Как? А стукнувшись башкой о них, как еще. Осторожно. Он лысый был и
миллионер.... Предел прозрачного в. Почему в? Прозрачное, непрозрачное. Куда
пролезет вся пятерня, это ворота, куда нет — дверь. Закрой глаза и
смотри."
Сам автор
утверждал, что с каждым эпизодом романа (всего их 18) неким образом связан
определенный орган человеческого тела, а также определенная наука или
искусство, определенный символ или определенный цвет. А еще роман повторяет
структуру "Одиссеи" Гомера! Ну, разве это не чудо!? Этот факт,
по-моему, больше всего возбуждает фанатов Джойса.
С.Беккет
говорил, что текст Джойса надо не читать, а смотреть и слушать. А пропеть его
никто не пытался? Прогладить каждую страницу или пронюхать? А может с ним надо
поступить так, как герой Джейсона Биггза в фильме "Американский
пирог" с пирогом?..
20-й век —
это время расцвета абсурда во всех областях человеческой жизни. При этом,
абсурд нам пытаются вбить в головы в виде абсолютной нормы. В результате Ван
Гог оказывается художником, Иосиф Сталин — эффективным менеджером, Магда
Геббельс — идеальной женой и матерью, а Джеймс Джойс — писателем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий