А. и Б.Стругацкие.
"Попытка в бегству" (1962)
Это
произведение можно назвать пробой пера
перед концептуальной повестью "Трудно
быть богом". Проблематика этих повестей
схожа, хотя сюжет "Попытки" попроще,
а герои более примитивные
В двух
словах, о чем данное произведение. Два
молодых парня из далекого коммунистического
будущего собираются поохотиться на
одной из планет на местных крокозяблов.
Прямо перед отлетом к ним является
какой-то человек по имени Саул, и просит
отвезти его подальше от Земли – на
какую-нибудь неисследованную планету….
Странно, но пацаны тут же соглашаются.
Они забрасывают попутчика на одну из
землеподобных планет, но неожиданно
для них она оказывается заселенной
людьми. Правда, эти людишки ведут себя
очень странно - не по-коммунистически.
Вместо "человек человеку друг и брат"
у них царит принцип "человек человеку
волк". Два молодых дурака тут же решают
помочь убогим…
Повесть
откровенно не получилась. По сюжету
произведения герои видят, что на планете
творится какая-то жуть, и тут же бросаются
на помощь этим примитивным людям, забыв
про все земные инструкции относительно
встреч с представителями других
цивилизаций. Они действуют как озверевшая
мать Тереза: а сейчас я вам буду помогать,
хотите вы этого или нет! Этот душевный
порыв просто убивает произведение.
Парни не понимают, что происходит, и не
пытаются это выяснить, а как танки прут
напролом. Со стороны такое поведение
выглядит глупейшим и совершенно не
соответствующим якобы сильно развитым
в интеллектуальном отношении людям
коммунистического будущего. Попытки
героев помочь убогим людишкам реально
раздражают при чтении. Парней пытается
удержать их опытный попутчик Саул, но
ему это не удается: умного человека
дураки не послушали, а бить парнишек
попутчик не решился. Наверное, зря.
Стругацкие,
изобразив своих молодых людей идиотами,
этим убили всю повесть. Эти парни, словно
строители, которые бросились строить
многоэтажный дом не просто без проекта,
а даже не зная, для кого они его строят.
Кто будет в нем жить в этой болотистой
и безлюдной местности, лишенной воды?…
В
произведении встречаются представители
развитой цивилизации и отсталой – такое
и на Земле встретить несложно. Надо ли
помогать "диким" людям или пусть
все идет, как и шло? – вот какой вопрос
поставили Стругацкие перед читателями.
Это неправильная постановка вопроса.
На самом деле он должен звучать так: а
можем ли мы помочь? Если можем, то надо
помогать. Но чтобы это понять (можем или
нет?) сначала надо выяснить, что у них
там происходит. Что это за люди и чем
они занимаются? Как управляется их
общество сейчас, и что было в прошлом?
Действительно ли они нуждаются в нашей
помощи? Если в итоге будет сделан вывод,
что отсталым людям требуется наше
вмешательство, и мы знаем, что нужно
делать, чтобы наша помощь пошла во благо,
то тогда и надо действовать.
Причем,
действовать так, как учит Саул своих
юных приятелей: "да перестаньте вы
стесняться. Раз вы хотите делать добро,
пусть оно будет активно. Добро должно
быть более активно, чем зло, иначе все
остановится".
Повесть,
хоть и не получилась, на самом деле
весьма полезна. И прочесть ее никому не
повредит. К примеру, Джордж Буш-младший
явно не читал ничего подобного и полез
в Ирак, прям точь в точь как два молодых
героя произведения – с шашкой наголо.
Этот простой американский парень решил,
что надо помочь бедным и забитым иракцам:
освободить их от тирана Хуссейна и дать
им демократию. Вот и освободил: теперь
весь кал, который Саддам до поры до
времени удерживал, всплыл на поверхность,
и сейчас в Ираке нет никакого государства
- даже тирании. Людей взрывают, режут и
стреляют все кому не лень. Джордж Буш
поступил как истинный последователь
Черномырдина: хотел как лучше, но не
вышло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий