Май Шёваль
и Пер Валё. "Запертая комната" (1972)
Из десяти
романов шведской семейной пары о комиссаре Беке во всех последних книгах Валё и
Шёваль уделяли чрезмерно много места критике Швеции конца 60-х-начала 70-х.
Если верить этим писателям, то более мрачную и бесперспективную страну, чем
Швеция, и найти сложно. Все социальные институты деградируют, богатые и те, кто
у власти, живут все лучше, а простой народ все хуже. Я читаю все это — и
совершенно не верю авторам.
Да, зимой
Скандинавия не самая приятная для жизни местность. Но зачем же так мрачно
смотреть на жизнь? Ведь все относительно. Проблемы есть в любой стране, но
где-то они лишь постоянно усугубляются (современная Россия — самый характерный
пример), а в передовых западных государствах, наоборот, большая часть
социальных проблем успешно решается. И Швеция - не исключение. Именно в 60-е
годы (когда Валё и Шёваль начали серию о Беке) страна развивалась вполне
неплохо — как в экономическом, так и социальном отношении. Швеция строила
"социальное государство" и не все материальные блага доставались
только богатым — уровень жизни шведов был одним из самых высоких в мире. Кризис
этой модели начался лишь в середине 70-х. А потом опять случился подъем, а затем
снова кризис. Дело житейское. Возможно, что столь мрачный взгляд на
действительность шел от Пера Валё, а Май с ним попросту не спорила. Судя по
фотографиям Вале, он явно болел каким-то хроническим заболеванием и умер в
возрасте всего 49-ти лет. Возможно, болезнь сильно повлияла на его восприятие
окружающей действительности.
Сам роман не
получился — и дело не только в переборе с критикой общественных порядков в
Швеции. Дело в том, что он сделан по рецепту винегрета, который до кучи
приправили майонезом, нарезанной колбасой и еще какой-то дрянью. В итоге есть
его совершенно невозможно.
Во-первых, в
книге искусственно объединены две сюжетные линии. Первая — это, собственно,
детектив, в котором комиссар Бек расследует загадочное происшествие со смертью
пенсионера в запертой комнате (тот был застрелен из револьвера, но как его
могли убить, если комната была заперта изнутри, а в ней никакого оружия не
нашли?). А вторая линия — это криминальный роман, в котором другие полицейские
— коллеги Бека, знакомые нам по предыдущим романам, пытаются поймать грабителей
банков и выглядят как полные идиоты. И второй сюжет по своему объему явно
превалирует над детективным. При этом, читать интереснее именно про
расследование в запертой комнате, а не про поимку грабителей. Ситуация сходна с
мультфильмом "Ледниковый период" — там тоже хочется смотреть на
белку, а нам подсовывают каких-то мамонтов и ленивцев.
Во-вторых, нет
никакой беды, что расследование убийства (самоубийства) в запертой комнате
несколько напоминает классический детектив Гастона Леру "Тайна желтой
комнаты" — это хороший образец для подражания. А вот похожесть романа на произведения леди
Агаты — это огромнейший минус. Окончательная разгадка даже не одного, а двух
преступлений (из детектива и криминального романа) просто шокирует своей
нелогичностью — как и в романах Агаты Кристи. Так и хочется сказать в конце: ну
что за бред, честное слово!
В третьих, не
знаю зачем в это произведение потребовалось вставить еще и некую мораль, но тем
ни менее авторы ее туда засунули. И мораль весьма странная: если вы собрались
совершить преступление, то никогда и ни при каких обстоятельствах не
знакомьтесь с женщинами! Именно из-за них ваши планы рухнут ко всем чертям и
ваша жизнь закончится!
Комментариев нет:
Отправить комментарий