Марк Твен.
"Янки из
Коннектикута при дворе короля Артура"
Как написано в аннотации к книге – это "один из
самых забавных и ироничных романов Марка Твена. В нем можно увидеть ироническую
фэнтези – или сатирическую притчу". Не знаю, что нужно принять, чтобы
заявить такое – лично я ничего особенно забавного и ироничного в романе не
увидел. Из под пера Твена вышло скучноватое и весьма примитивное марксистское
фэнтези. Да, Твен явно пытался насмешить читателя – эти попытки видны
невооруженным глазом, но смеяться над его остротами и подмигиваниями читателю
не хочется. Шутки вообще не очень уместны на кладбище. А ведь в романе
постоянно кого-то вешают, истязают, сжигают на костре, гноят в застенках,
убивают на полях сражений. Автор то и дело со смаком описывает бедствия простого народа, угнетаемого знатью. А в
перерыве между всем этим он предлагает нам посмеяться… Весьма оригинально.
Но это не все недостатки романа. Есть еще один -
правда, для некоторых читателей он будет, наоборот, достоинством,
перевешивающим любые недостатки. Дело здесь в следующем.
В советские времена эту книгу можно было смело
изучать даже в школе – настолько она идеологически соответствовала тогдашним
нашим ценностям. Я даже думаю, что сам Карл Маркс наверняка одобрил бы критику
Марком Твеном феодального общества, если бы дожил до публикации романа (1889
год). Теперь же подобные книги не в тренде – Марк Твен, неожиданно для себя (да
и для многих из нас) превратился в настоящего врага "Великой России",
который за небольшую порцию печенек изгадил все, во что "мы" верим и
ради чего "мы" живем.
Как так
получилось? Ведь действие в романе происходит в Англии – во времена короля
Артура. Проблема в том, что это вымышленная Англия, которой никогда не было. В
книге описывается типичное дикое королевство, напоминающее любое средневековое
государство. И чем быстрее наша страна скатывается в Средневековье, тем больше
придуманная Твеном Англия напоминает современную Россию. Отсюда и возникают
неприятные для современных российских "патриотов" ассоциации.
Что делает этот
американец в Англии? То, чего категорически не приемлют наши псевдопатриоты.
Переместившись из 19 века в далекое прошлое (каким образом – не объясняется),
янки решает приобщить местное население к цивилизации. При этом, главный герой
не обращает никакого внимания, что местные быдло-жители – особенно рыцарское
сословие (на копьях которого "удержалась" эта мифическая Англия) –
являются обладателями неведомой миру духовности, обусловленной уникальным генетическим
кодом! Понятно, что у любого российского читателя, смотрящего на мир через
экран телевизора, сразу же возникнет вопрос: как дикий американец, прибывший из
Царства греха и доллара, может научить чему-то этих людей, чья жизнь основана
на традиционных средневековых ценностях?... А он все учит и учит! И не только янки
пытается со своим уставом влезть в чужой монастырь - сам автор постоянно
навязывает читателю свое мнение по самым принципиальным для современного
россиянина вопросам.
Вот пара
образчиков того, что Твен втолковывает читателю: "видите ли, я понимаю
верность как верность родине, а не ее учреждениям и правителям. Родина – это
истинное, прочное, вечное; родину нужно беречь, надо любить ее, нужно быть ей
верным; учреждения же – нечто внешнее, вроде одежды, а одежда может износиться,
порваться, сделаться неудобной, перестать защищать тело от зимы, болезней и
смерти. Быть верным тряпкам, прославлять тряпки, преклоняться тряпкам, умирать
за тряпки – это глупая верность, животная верность". Постойте! Так это,
он что, назвал наше всё, нашего 85-типроцентного короля Артура – тряпкой?! И это разве
не экстремизм? – может задаться вопросом любой из почитателей нашего королька.
– Призывать убивать соседей – не экстремизм, а нелюбовь к Старшему брату – он
самый и есть.
Дальше –
больше: "Я убежден, что господствующая церковь – это господствующее
преступление, господствующая тюрьма для рабов, и, не колеблясь, готов бороться
с ней любым оружием, лишь бы оно причинило ей вред"… Ничего себе загнул
американский классик! Это посильнее чем выступление в храме Христа Спасителя
девчонок из "Пусси Райот"! Плюнул в душу каждому правоверному
россиянину! И куда смотрит Священный Департамент доктрины веры ФСБ – совершенно
непонятно.
В конце романа
главный герой уничтожает рыцарство, на котором держалась вся страна. Кто у нас
сейчас рыцари – вполне очевидно. Люди с охлажденными мозгами всегда
претендовали на сохранение традиционных устоев, смыкаясь тесными рядами вокруг
монарха. При этом неважно – в латах они ходят, кожанках или плащах. Получается, что Твен призывает вывести наших
чекистов с их "крюками" под корень? Пожалуй, что так оно и есть. И
такая книга до сих пор продается у нас в книжных магазинах! Поразительно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий