Жорж Сименон.
"В подвалах отеля "Мажестик", "Сесиль умерла",
"Подписано: Пикпюс", "А
Фелиси-то здесь!"
В 7-м томе собрания сочинений о комиссаре Мегрэ
издательства "Центрполиграф" собраны 4 романа, опубликованные в 1942
и 1944-м годах – в то время, когда Франция была оккупирована нацистской
Германией. Мегрэ волей своего создателя в это нелегкое для французов время
продолжал работать на своем посту (всего вышло 7 произведений из цикла о
Мегрэ), не обращая никакого внимания на изменившиеся обстоятельства. Причина
такого поведения комиссара проста: Сименон оставил своего главного героя жить в
старой доброй Франции 30-х, где никто и помыслить не мог, что через несколько
лет страна будет захвачена соседями, расширяющими границы Немецкого мира.
Все 4 романа из этого сборника вполне типичны для
Сименона и строятся по одной и то же схеме: совершено убийство; кто убил –
загадка; Мегрэ тщательно изучает жизнь жертвы и главных подозреваемых; и, в
конце концов, на фундаменте их прошлого комиссару удается раскрыть убийство.
Несмотря на сюжетную повторяемость, истории Сименона не приедаются: его
способность населять свои произведения живыми людьми, которые идут по жизни к
единому для всех печальному концу по разным дорогам, не позволяют сюжетно сходным
романам сливаться в один.
Даже трудно выделить лучший роман в этом сборнике.
Легче назвать тот, который несколько выбивается из общего ряда: пожалуй, на мой
вкус "Подписано: Пикпюс" получился чрезмерно переперченным и
пересоленным. Переизбыток действующих лиц, странные действия преступников, не
очень адекватные поступки жертвы… Следить за расследованием тяжеловато, а в
концовке романа нет обычной для Сименона логичности в разгадке преступления.
Она не выглядит правдоподобной.
А вот последний роман "А Фелиси-то здесь!"
выделяется из общего ряда тем, что Сименон сделал главной сюжетной линией
отношения Мегрэ с молодой девицей Фелиси, которая является основной
подозреваемой в смерти своего хозяина. Сименон в своих произведениях
практически не уделяет времени личной жизни Мегрэ. Да, у комиссара есть его
мадам Мегрэ, но она что-то вроде любимого кресла - составная часть домашнего
комфорта, к которому Мегрэ не сильно-то и стремится. У мадам Мегрэ нет детей и
понятно почему: комиссар не занимается с ней сексом. Что тоже можно понять: кто
же удовлетворяет свою страсть с креслом?
Но что еще более странно: Мегрэ и на других женщин не больно-то
заглядывается! Точнее – они ему интересны только как свидетели или подозреваемые.
И вот в этом романе про Фелиси что-то в черствой душе комиссара вдруг
просыпается и, хотя до адюльтера дело не дошло, но возникшие отношения между
комиссаром и Фелиси я бы назвал весьма перспективными.
Что интереснее всего, в этом романе при рассказе о
Мегрэ Сименон явно проговорился относительно своих отношений с женщинами. Автор
обмолвился, что Мегрэ никогда не любил. По-моему, здесь Сименон говорил
исключительно о себе. Именно писатель (а не его герой) славился своей
сексуальной одержимостью и если и любил женщин, то не одну из них, а в целом –
как класс. Одной женщины для него всегда было слишком мало.
В этом же романе про Фелиси писатель очень точно
охарактеризовал жизнь настоящего сыщика – такого как Мегрэ: "… ему
кажется, что из-за своей проклятой профессии он обязан жить жизнью всех остальных,
вместо того, чтобы спокойно жить своей собственной". Действительно, у
следователей, адвокатов, и даже судей, которые не формально относятся к своей
работе, а по-настоящему стараются разобраться, что же произошло в реальности
(до, во время и после совершения преступления), такое ощущение неизбежно
появляется. Такова уж специфика этих профессий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий