Василий Шукшин. Рассказы
Значительная
часть рассказов Василия Шукшина была посвящена жизни русской деревни. Впервые я
с ними познакомился еще подростком – в советское время, а недавно перечитал
некоторые из них. Надо сказать, что сейчас рассказы воспринимаются совсем
по-другому. Для советского подростка – это просто истории о деревенских
жителях, для современного взрослого читателя – это новеллы о ватниках.
В то время
когда Шукшин писал о простом народе, быть выходцем из этого народа было полезно
и почетно. Правильная биография любого коммунистического деятеля подразумевала
правильных родителей из беднейшего крестьянства или рабочего класса. В те годы
народ был гегемоном. Солью земли. Фундаментом, на котором держался СССР.
Сейчас столпы
режима – "новые дворяне" из ФСБ и питерские пацаны. Правильная
биография подразумевает работу в правильных органах, или, на крайний случай,
правильную спортивную секцию. Происхождение из самого простого народа в
автобиографии лучше не указывать, поскольку значение народа для этой страны
кардинально изменилось. Простой народ должен смотреть правильные телеканалы и
ставить крестик в правильном месте. Это его главные обязанности по отношению к
родному государству. Поставил крестик – и делай, что хочешь. Красота! Настоящее
раздолье для шукшинских ватников.
А писал
Василий Шукшин именно о ватниках, а не о деревенском быдле – как полагают
некоторые жители подмосковных дворцов с шубохранилищами. Быдло – это отнюдь не
синоним простого человека, который верит всему, что ему сказали по телевизору.
Быдло может быть как полуграмотным колхозным трактористом, так и профессором,
автором мудреной теории о евразийском характере русской цивилизации. Быдло в
генеральских погонах гоняет по Москве на скорости 150 километров в час, и оно
же, откликаясь на название автомобильного радиоприемника, едет отстреливать
"фашистов" на Украину. Если сказать кратко, то данный термин
охватывает ту часть населения, которая следует в жизни простому правилу:
"люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех."
Термин
"ватник" совсем из другой оперы. Это житель деревни или поселка, вся
жизнь которого ограничивается самыми простыми житейскими делами и увлечениями.
Он работает 5 дней в неделю, по субботам ходит в баню, иногда починяет
покосившийся забор, в мае сажает картошку, ежедневно смотрит телевизор и когда
есть деньги - пьет водку с соседями. Он почти всегда женат – на какой-нибудь
бабе. Абсолютно неважно, на какой. Иногда он спит с женой, по молодости - тогда
у ватника рождаются дети. После шестидесяти ватник выходит на пенсию, смотрит
телевизор и копается в огороде. Затем он умирает, и лет через 50 никто уже не
помнит, что такой человек жил на планете Земля. Ватники могут быть вполне
приличными людьми, хоть и не больно культурными, а могут быть настоящими
отморозками, которые терроризируют своих соседей бесконечными пьяными дебошами.
Шукшин
предпочитал писать о тех ватниках, кто больше работает, чем пьет. А если и
пьет, то только потому, что у него болит душа. Главная идея шукшинских рассказов,
которую он, по всей видимости, пытался донести до шибко грамотного городского
населения СССР: у деревенского мужика тоже есть душа! Бывает, что она мается –
непонятно почему, а иногда так болит, что спасу нет! Наиболее характерный
пример: рассказ "Верую!". В "Мастере" тоже об этом: пьет
мастер Семка Рысь, а почему пьет? Потому что дела для него настоящего нет!
Захотел он церковь отреставрировать – не дали. Значится, будет пить и
дальше. В новелле "Степка"
этот самый Степка-дурак бежит из колонии, когда ему остается сидеть пару
месяцев. Почему он так поступил? Невмоготу стало сидеть – захотелось родную
деревню увидеть…. Повидал – теперь можно снова на зону… В рассказе
"Микроскоп" мужик вместо шуб детям купил себе микроскоп. Он хоть и
классический Иван-дурак, но его заботят глобальные проблемы! Ему не дает покоя
мысль уничтожить всех микробов – как колорадских жуков! А чтобы видеть своих
врагов – нужен микроскоп….
К деревенским мужичкам-простачкам Шукшин относится
по-доброму, но их жен он по-настоящему ненавидит. Ни одной не то, что
положительной - даже самой нейтральной черточки у них нет. Это существа,
которые стопроцентно враждебны шукшинским ватникам: они орут, бьют и унижают
своих мужей. Нет ни единой причины, по которой ватнику стоило бы находится со своей женой-мегерой в одном доме, но он все равно живет с ней – такова его судьба!
Женщина у Шукшина напоминает вменяемого человека только в незамужнем состоянии
("Солнце, старик и девушка", "Степка").
Прошло уже
полвека после написания рассказов, но они совершенно не устарели. А все потому,
что ватники за это время никуда не делись. Правда, теперь они редко ходят
именно в ватниках – все-таки мода и в деревне потихоньку меняется. К тому же
шукшинские герои потихоньку вымирают – дети ватников все чаще переселяются в
город. Тем ни менее, на актуальность рассказов Василия Шукшина этот процесс
никак не влияет. Уменьшение классических деревенских ватников компенсируется
приростом их городских собратьев, а разницы между двумя подвидами ватников
практически нет. Старый добрый Иван-дурак отнюдь не поумнел от того, что
заселился в квартиру со всеми удобствами, пересел в более дорогую машину и стал
счастливым обладателем пары-тройки потребительских кредитов, которые он вернуть
просто не в состоянии.
Рассказы
Шукшина - весьма полезное чтиво для вдумчивого читателя. Некоторые наши люди до
сих пор свято верят, что в этой стране возможна демократия европейского типа:
мол, стоит только сменить питерских чудаков на каких-нибудь либералов и
организовать свободные выборы - тогда мы заживем как в развитых европейских
странах. Ну да. Верить в это можно, если не знать что творится в голове у
ватников. Шукшин это знал – ничего утешительного для демократии в России там
нет. Да, душа у ватников болеть может, но это нисколько не помогает им сделать
осознанный выбор своего представителя в органы власти. Ну не могут они этого!
Родились такими! Поэтому и демократия в России суверенная – основана на простом
жизненном принципе кота Базилио и лисы Алисы: "На дурака не нужен нож –
ему с три короба наврешь и делай с ним, что хошь!".
P.S.: Одно мне непонятно: Шукшина
почему-то совсем не занимал вопрос, как в среде ватников появляются люди совсем
другой породы – вроде самого Шукшина. Мог ведь сидеть в своих алтайских
Сростках и пимы катать, маясь душой – но нет, зачем-то поперся в Москву,
выучился на кинорежиссера, и успел за свою короткую жизнь сделать столько, что
мы помним его и сейчас. Может и через сто лет его имя не будет забыто в России
– при условии, что на ее месте не будет Китая…
Комментариев нет:
Отправить комментарий