Если прочесть все произведения
Платонова, кроме романа "Чевенгур", то истинный масштаб писателя
останется для вас тайной за семью печатями. Его ранние повести, которые были
опубликованы к 1927 году, свидетельствуют, что Платонов – весьма способный
автор. Писатель с большим будущим. Но уже законченный в 1929-м и
ненапечатанный "Котлован",
который стал откликом писателя на "великий перелом" в деревне,
показывает, что в самом писателе тоже что-то сломалось. В "Котловане"
уникальный язык Платонова перешел на какую-то иную стадию, когда он перестал
быть русским языком. 30-40-е годы – потерянное время для Платонова.
Единственная повесть тех лет, которая заслуживает внимания - "Ювенильное
море" (1934). Именно последнее произведение является своеобразным
продолжением "Чевенгура", который и стал вершиной творчества
писателя.
Время создания романа -
1926-1928 гг., но его первая полная публикация в СССР состоялась лишь в 1988
году. Автор пробовал напечатать
"Чевенгур" в конце 20-х, и шанс на это был, но не получилось
(читатели смогли ознакомиться лишь с отдельными кусками романа, которые были
опубликованы в виде рассказов).
У произведения весьма
своеобразная форма. Никаких глав в довольно объемном романе нет – читатель
словно погружается в непрерывный поток событий. И логика во всем этом
присутствует: жизнь ведь непрерывна, почему же текст о жизни героев романа
нужно разделять на какие-то куски?
Весьма условно
"Чевенгур" можно разбить на три неравноценные части. В первой автор
рассказывает о русских "буддистах", безрезультатно ищущих свою
нирвану. Пока эти "буддисты" осуществляют свои духовные поиски,
подрастает новое поколение, которое во второй части переходит к строительству
коммунизма, чтобы достигнуть коллективной нирваны, рожденной в головах Маркса и
Энгельса (старое поколение к строительству социализма оказалось непригодно).
Хронологически вторая часть
связана с путешествием двух главных героев (и двух скрытых геев) – Дванова и
Копенкина по сельской местности на юге России. Во время этого трипа они
пытаются осуществить первые опыты по немедленному строительству социализма:
"Покушав пшенной каши в хате Достоевского, Дванов и Копенкин завели с ним
неотложную беседу о необходимости построить социализм будущим летом". К
сожалению, путешествие быстро
заканчивается, и опыты не доводятся до конца.
В третьей части романа действие
потихоньку перемещается в уездный город Чевенгур, в котором местные энтузиасты
во главе с идиотом Чепурным уже построили коммунизм. Туда позднее подтягиваются
Копенкин и Дванов. Эта третья часть несколько затянута, что отмечал еще и
Максим Горький, которому дали ознакомиться с книгой в 1929 году.
В целом роман весьма
увлекательный, хотя действия в нем немного. Я полагаю, что главное в
"Чевенгуре" даже не содержание как таковое, а уникальный платоновский
язык. Совсем не обязательно мучительно шевелить извилинами, пытаясь понять, что
же нам хотел сказать Платонов. Можно просто читать "Чевенгур" и
наслаждаться процессом: "Поганкин встретил Дванова неласково – он скучал от
бедности"; "Социализм похож на солнце и восходит летом. Его нужно
строить на тучных землях высоких степей"; "Социализм придет
моментально и все покроет. Еще ничего не успеет родиться, как хорошо
настанет!"; "Гляди, чтоб к лету социализм из травы виднелся!";
"В то время Россия тратилась на освещение пути всем народам, а для себя в
хатах света не держала"; "На небе луна, а под нею громадный трудовой
район – и весь в коммунизме, как рыба в
озере!"…
В чем смысл романа? Трактовки
могут быть самые разные. Недаром профессиональные читатели - филологи никак не
могут разобраться, какую весточку Платонов отправил нам – читателям будущего? Я
полагаю, следует обязательно учитывать, что Платонов "писал не в
стол" (не для нас – людей будущего), а хотел своим романом достучаться до
своих современников, которые в то время много спорили на тему: как нам жить
дальше? Какими методами строить социализм? Разумеется, на самом деле эти
вопросы были главными отнюдь не для всех спорщиков, а больше заботили тех
большевиков, которые составили оппозицию сталинскому Политбюро - тех, кто в
результате проиграл и власть, и жизнь. Сталин со своими сторонниками участвовал
в теоретической дискуссии о социалистическом проекте лишь для того, чтобы не
бросалась в глаза его озабоченность совсем иной проблемой: сможет ли он
осуществить с этой страной все свои грязные мечты?… Но Платонов, как и большая
часть сторонних наблюдателей, не имел никакого понятия о том, что реально
происходит за кулисами власти большевиков, и про сталинские грезы вряд ли догадывался.
Его "Чевенгур" – это
художественное обращение к тем людям, которые пытались разобраться с тем, куда
надо идти и что делать, чтобы построить социализм, а потом коммунизм. И суть
этого обращения примерно следующая: -
Вы, ребята, все умные и начитанные. Маркса изучали и даже Энгельса. Все ищете
дорогу к светлому будущему. Но сколько вас там, умников? Сто, двести? Разве вы
сможете построить коммунизм в огромной стране? Нет, строить его будут совсем
другие. Простой народ. А как он его будет строить, если вы, умники, даже проект
коммунизма набросать не можете?…
В "Чевенгуре"
Платонов пишет прямым текстом о том, что люди вообще не понимают, что такое
коммунизм: "..нигде коммунизм не был записан понятной песней, которую
можно было вспомнить для утешения в опасный час; Карл Маркс глядел со стен, как
чуждый Саваоф, и его страшные книги не могли довести человека до успокаивающего
воображения коммунизма; московские и губернские плакаты изображали гидру
контрреволюции, … но нигде не было той трогательной картины будущего, ради
которого следует отрубить голову гидре…".
Претензия Платонова, обращенная
к коммунистам во власти вполне понятна: после революции прошло 10 лет и не
только коммунизма не видно, но даже как он должен выглядеть - непонятно!
В Чевенгуре коммунизм принялись
строить самые "простые люди" - с абсолютно пустыми головами; с
интеллектом, больше подходящим полену, чем человеку. Вот как автор
охарактеризовал главного чевенгурского коммуниста Чепурного: "… в голове
его, как в тихом озере, плавали обломки
когда-то виденного мира и встреченных событий, но никогда в одно целое эти
обломки не слеплялись, не имея для Чепурного ни связи, ни живого смысла… все
эти ясные воспоминания плавали в его уме стихийно и никакого полезного понятия
не составляли".
Ни один из героев не имеет
никакого понятия о марксизме. Чепурный говорит в романе о Марксе: " писал,
писал человек, … а мы все сделали, а
потом прочитали, - лучше бы и не писал!". Единственное, что понимают
чевенгуровцы про коммунизм: бедность – хорошо, богатство – плохо. Значит,
богатых надо извести и всем будет хорошо!
В соответствии со своим
пониманием "пролетарии" и строят коммунизм: сначала они расстреляли в
Чевенгуре буржуев, а потом выгнали из города всех остальных ("класс
остаточной сволочи"), отобрав у них имущество. После этого коммунизм
образовался в Чевенгуре сам собой, под действием солнечных лучей ("…мы
мобилизовали солнце на вечную работу, а общество распустили навсегда!").
Все одиннадцать "коммунистов" перестали работать (лишь на субботниках
передвигали дома и переносили сады поближе друг к другу) и даже думать
("ум такое же имущество, как и дом, стало быть, он будет угнетать
ненаучных и ослабелых…"). Стали жить стаей без частной собственности, и
кормиться тем, что произвело солнце (дикими злаками на полях и травами). Потом
они заскучали и пригнали в коммунизм каких-то бродяг ("прочих") и
стали ничего не делать вместе с ними.
Но прошло какое-то время и
мужикам захотелось баб: "- Каких пригонять? - спросил Прокофий у Чепурного
и сел на повозку. – Не особых! – указал Чепурный. – Женщин, пожалуйста, но
знаешь: еле-еле, лишь бы в них разница от мужика была, - без увлекательности,
одну сырую стихию доставь!"
Бабы приехали и коммунизм стал
рассасываться… И он бы безусловно рассосался по ячейкам общества, но нагрянули
"белые" и перерезали "коммунистов". Остался один Прошка –
самый хитро…мудрый из них, которому коммунизм быстро надоел и он уже успел
наложить лапу на все чевенгурское имущество. Из стопроцентного коммунизма
вылупилась "гидра" буржуазии.
Картинка нового общества,
которую рисует Платонов, не очень увлекает. – Вот это вы собираетесь строить?…
- Чтобы были только бедные, которые при коммунизме перестанут работать, а
богатых у вас не будет вовсе? - Или у вас другой проект? - А какой тогда?…
Ответ Платонову был дан в самое
ближайшее время: богатых уничтожили, как и в "Чевенгуре", потом
шлепнули чепурных и копенкиных, а оставшихся ("остаточную сволочь" и
"пролетариев") кремлевские прошки превратили в рабов. Вышел не
Чевенгур, а Сталинабад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий