понедельник, 6 ноября 2017 г.

Андрей Платонов. "Чевенгур"


Если прочесть все произведения Платонова, кроме романа "Чевенгур", то истинный масштаб писателя останется для вас тайной за семью печатями. Его ранние повести, которые были опубликованы к 1927 году, свидетельствуют, что Платонов – весьма способный автор. Писатель с большим будущим. Но уже законченный в 1929-м и ненапечатанный  "Котлован", который стал откликом писателя на "великий перелом" в деревне, показывает, что в самом писателе тоже что-то сломалось. В "Котловане" уникальный язык Платонова перешел на какую-то иную стадию, когда он перестал быть русским языком. 30-40-е годы – потерянное время для Платонова. Единственная повесть тех лет, которая заслуживает внимания - "Ювенильное море" (1934). Именно последнее произведение является своеобразным продолжением "Чевенгура", который и стал вершиной творчества писателя.

Время создания романа - 1926-1928 гг., но его первая полная публикация в СССР состоялась лишь в 1988 году.  Автор пробовал напечатать "Чевенгур" в конце 20-х, и шанс на это был, но не получилось (читатели смогли ознакомиться лишь с отдельными кусками романа, которые были опубликованы в виде рассказов).
У произведения весьма своеобразная форма. Никаких глав в довольно объемном романе нет – читатель словно погружается в непрерывный поток событий. И логика во всем этом присутствует: жизнь ведь непрерывна, почему же текст о жизни героев романа нужно разделять на какие-то куски?
Весьма условно "Чевенгур" можно разбить на три неравноценные части. В первой автор рассказывает о русских "буддистах", безрезультатно ищущих свою нирвану. Пока эти "буддисты" осуществляют свои духовные поиски, подрастает новое поколение, которое во второй части переходит к строительству коммунизма, чтобы достигнуть коллективной нирваны, рожденной в головах Маркса и Энгельса (старое поколение к строительству социализма оказалось непригодно).
Хронологически вторая часть связана с путешествием двух главных героев (и двух скрытых геев) – Дванова и Копенкина по сельской местности на юге России. Во время этого трипа они пытаются осуществить первые опыты по немедленному строительству социализма: "Покушав пшенной каши в хате Достоевского, Дванов и Копенкин завели с ним неотложную беседу о необходимости построить социализм будущим летом". К сожалению,  путешествие быстро заканчивается, и опыты не доводятся до конца.
В третьей части романа действие потихоньку перемещается в уездный город Чевенгур, в котором местные энтузиасты во главе с идиотом Чепурным уже построили коммунизм. Туда позднее подтягиваются Копенкин и Дванов. Эта третья часть несколько затянута, что отмечал еще и Максим Горький, которому дали ознакомиться с книгой в 1929 году.
В целом роман весьма увлекательный, хотя действия в нем немного. Я полагаю, что главное в "Чевенгуре" даже не содержание как таковое, а уникальный платоновский язык. Совсем не обязательно мучительно шевелить извилинами, пытаясь понять, что же нам хотел сказать Платонов. Можно просто читать "Чевенгур" и наслаждаться процессом: "Поганкин встретил Дванова неласково – он скучал от бедности"; "Социализм похож на солнце и восходит летом. Его нужно строить на тучных землях высоких степей"; "Социализм придет моментально и все покроет. Еще ничего не успеет родиться, как хорошо настанет!"; "Гляди, чтоб к лету социализм из травы виднелся!"; "В то время Россия тратилась на освещение пути всем народам, а для себя в хатах света не держала"; "На небе луна, а под нею громадный трудовой район – и весь в коммунизме, как рыба  в озере!"…
В чем смысл романа? Трактовки могут быть самые разные. Недаром профессиональные читатели - филологи никак не могут разобраться, какую весточку Платонов отправил нам – читателям будущего? Я полагаю, следует обязательно учитывать, что Платонов "писал не в стол" (не для нас – людей будущего), а хотел своим романом достучаться до своих современников, которые в то время много спорили на тему: как нам жить дальше? Какими методами строить социализм? Разумеется, на самом деле эти вопросы были главными отнюдь не для всех спорщиков, а больше заботили тех большевиков, которые составили оппозицию сталинскому Политбюро - тех, кто в результате проиграл и власть, и жизнь. Сталин со своими сторонниками участвовал в теоретической дискуссии о социалистическом проекте лишь для того, чтобы не бросалась в глаза его озабоченность совсем иной проблемой: сможет ли он осуществить с этой страной все свои грязные мечты?… Но Платонов, как и большая часть сторонних наблюдателей, не имел никакого понятия о том, что реально происходит за кулисами власти большевиков, и про сталинские грезы вряд ли догадывался.
Его "Чевенгур" – это художественное обращение к тем людям, которые пытались разобраться с тем, куда надо идти и что делать, чтобы построить социализм, а потом коммунизм. И суть этого обращения примерно следующая:  - Вы, ребята, все умные и начитанные. Маркса изучали и даже Энгельса. Все ищете дорогу к светлому будущему. Но сколько вас там, умников? Сто, двести? Разве вы сможете построить коммунизм в огромной стране? Нет, строить его будут совсем другие. Простой народ. А как он его будет строить, если вы, умники, даже проект коммунизма набросать не можете?…
В "Чевенгуре" Платонов пишет прямым текстом о том, что люди вообще не понимают, что такое коммунизм: "..нигде коммунизм не был записан понятной песней, которую можно было вспомнить для утешения в опасный час; Карл Маркс глядел со стен, как чуждый Саваоф, и его страшные книги не могли довести человека до успокаивающего воображения коммунизма; московские и губернские плакаты изображали гидру контрреволюции, … но нигде не было той трогательной картины будущего, ради которого следует отрубить голову гидре…".
Претензия Платонова, обращенная к коммунистам во власти вполне понятна: после революции прошло 10 лет и не только коммунизма не видно, но даже как он должен выглядеть - непонятно!
В Чевенгуре коммунизм принялись строить самые "простые люди" - с абсолютно пустыми головами; с интеллектом, больше подходящим полену, чем человеку. Вот как автор охарактеризовал главного чевенгурского коммуниста Чепурного: "… в голове его, как  в тихом озере, плавали обломки когда-то виденного мира и встреченных событий, но никогда в одно целое эти обломки не слеплялись, не имея для Чепурного ни связи, ни живого смысла… все эти ясные воспоминания плавали в его уме стихийно и никакого полезного понятия не составляли".
Ни один из героев не имеет никакого понятия о марксизме. Чепурный говорит в романе о Марксе: " писал, писал человек, … а мы все сделали, а  потом прочитали, - лучше бы и не писал!". Единственное, что понимают чевенгуровцы про коммунизм: бедность – хорошо, богатство – плохо. Значит, богатых надо извести и всем будет хорошо!
В соответствии со своим пониманием "пролетарии" и строят коммунизм: сначала они расстреляли в Чевенгуре буржуев, а потом выгнали из города всех остальных ("класс остаточной сволочи"), отобрав у них имущество. После этого коммунизм образовался в Чевенгуре сам собой, под действием солнечных лучей ("…мы мобилизовали солнце на вечную работу, а общество распустили навсегда!"). Все одиннадцать "коммунистов" перестали работать (лишь на субботниках передвигали дома и переносили сады поближе друг к другу) и даже думать ("ум такое же имущество, как и дом, стало быть, он будет угнетать ненаучных и ослабелых…"). Стали жить стаей без частной собственности, и кормиться тем, что произвело солнце (дикими злаками на полях и травами). Потом они заскучали и пригнали в коммунизм каких-то бродяг ("прочих") и стали ничего не делать вместе  с ними.
Но прошло какое-то время и мужикам захотелось баб: "- Каких пригонять? - спросил Прокофий у Чепурного и сел на повозку. – Не особых! – указал Чепурный. – Женщин, пожалуйста, но знаешь: еле-еле, лишь бы в них разница от мужика была, - без увлекательности, одну сырую стихию доставь!"
Бабы приехали и коммунизм стал рассасываться… И он бы безусловно рассосался по ячейкам общества, но нагрянули "белые" и перерезали "коммунистов". Остался один Прошка – самый хитро…мудрый из них, которому коммунизм быстро надоел и он уже успел наложить лапу на все чевенгурское имущество. Из стопроцентного коммунизма вылупилась "гидра" буржуазии. 
Картинка нового общества, которую рисует Платонов, не очень увлекает. – Вот это вы собираетесь строить?… - Чтобы были только бедные, которые при коммунизме перестанут работать, а богатых у вас не будет вовсе? - Или у вас другой проект? - А какой тогда?…
Ответ Платонову был дан в самое ближайшее время: богатых уничтожили, как и в "Чевенгуре", потом шлепнули чепурных и копенкиных, а оставшихся ("остаточную сволочь" и "пролетариев") кремлевские прошки превратили в рабов. Вышел не Чевенгур, а Сталинабад. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий