Дмитрий
Львович Быков любит повторять в своих еженедельных монологах на "Эхо
Москвы", что если его книги ругают, то значит все хорошо. Он воспринимает
критику как похвалу – раз оплевали его работу, ему кажется, что все у него
получилось. Очень странная позиция. Я понимаю, если бы твое творение облил
помоями Проханов – тогда действительно, можно и порадоваться. Но если книгу
критикуют такие люди, как Бенедикт Сарнов, здесь причин для радости нет
никаких.
В своей книге
"Красные бокалы" (2013) Сарнов весьма жестко прошелся по
биографической работе Быкова "Булат Окуджава", в которой некоторые
моменты, касающиеся его друга, вызвали яростное неприятие Сарнова. Я думаю, что
именно эксперименты Быкова над биографией Окуджавы стали тем спусковым
механизмом, который и запустил работу над "Красными бокалами" –
третьей по счету книгой воспоминаний Сарнова.
По форме это
произведение представляет собой несколько хаотичные воспоминания автора о своих
друзьях, приятелях и просто знакомых из литературной советской тусовки, в
основном либерально-диссидентской. Главные герои этой книги, помимо самого
автора: Булат Окуджава, Андрей и Марья Синявские (как единое целое), Юлий
Даниэль, Владимир Войнович, Виктор Некрасов, Наум Коржавин, Фазиль Искандер,
Евгений Евтушенко, Владимир Максимов, Василий Аксенов, Григорий Чухрай…
В
"Красных бокалах" одна история из жизни цепляется за другую, а та
вытаскивает из памяти автора что-то еще, совершенно не связанное с тем, с чего
он начал. Линия повествования причудливо изгибается, а то и вовсе рвется, но
читатель вряд ли воспримет это как недостаток по той простой причине, что эта
книга имеет одно неоспоримое достоинство, способное перекрыть все ее возможные
недостатки: "Красные бокалы" приятно читать! Не так уж часто
встречаешь книги, которые сложно отложить в сторону, но эта именно из
таких. Автор – отличный рассказчик. И
хотя темы большинства его историй не очень веселые, но без шуток он обойтись не
может. В Сарнове явно имеется что-то довлатовское или наоборот.
Помимо
получения обычного читательского удовольствия от поглощения историй от Сарнова,
в книге можно встретить массу любопытной информации. Лично я узнал много новых
сведений о таких деятелях нашей литературы, как Андрей Синявский (касающихся
его взаимоотношений с КГБ, которыми его допекали всякие воронели) и Владимир
Максимов (этот диссидент, оказывается, всегда мечтал о власти, и претендовал на
статус главного писателя эмиграции), а также о том, что советские писатели
делились на 3 разряда, и каждому московскому литератору полагались похороны,
соответствующие этим разрядам:
"Для тех,
кто принадлежал к первому разряду, - Большой зал ЦДЛ и Новодевичье.
Второму
разряду полагался Малый зал в том же Центральном доме литераторов и –
Ваганьково.
Ну а третьему
– какой-нибудь задрипанный морг и крематорий"…
Комментариев нет:
Отправить комментарий