Илья Ильф. Евгений Петров.
"Одноэтажная Америка"
Очень интересно, крайне
познавательно, но несколько утомительно. Более 400 страниц мелким шрифтом
многовато для отчета о путешествии.
Ильф и Петров провели в Америке
три с половиной месяца. Они прибыли на пароходе из Франции в Нью-Йорк,
познакомились с городом, с его окрестностями, а потом два месяца колесили по
стране на купленном автомобиле в компании супругов Адамс (фамилия реальных
попутчиков была изменена авторами). Писатели добрались до Тихого океана
(осмотрев по пути Чикаго, Гранд-Каньон, каньон Зайон, плотину Гувера и десятки
малоизвестных городов и городишек), пожили в Сан-Франциско и Голливуде, а потом
другой дорогой (через Сан-Антонио, Новый Орлеан и Вашингтон) вернулись обратно.
Хотя авторы "Одноэтажной
Америки" Ильф и Петров, это не юмористическая книга. Разумеется, и здесь
писатели шутят, но не чрезмерно. Основной источник комического в путевых
заметках – взаимоотношения супругов Адамс. Судя по письмам Ильфа жене, их
попутчики действительно были смешной парой (мистер Адамс в этой книге –
настоящее ходячее недоразумение), а не стали комиками по воле авторов.
Изначально
"Одноэтажная Америка" была подробным отчетом о путешествии, но сейчас
эта книга воспринимается больше как историческая работа о Соединенных Штатах
середины 30-х. Казалось бы, по многочисленным голливудским фильмам и
публикациям о Великой депрессии можно составить объективное мнение, как жили
американцы в те годы, но факты, которые приводят авторы, заставляют в этом
усомниться. До знакомства с "Одноэтажной Америкой" я полагал, что
довоенные США были обедневшей страной, переполненной безработными. Книга меня
убедила, что эта картина в моей голове не имеет ничего общего с реальной
действительностью. Да, проблема безработицы в 30-е была весьма острой, но даже
в те кризисные времена Америка была самой богатой и передовой страной в мире.
Анализируя
содержание этой книги, необходимо отметить один немаловажный момент. Она была
написана сразу после поездки летом 1936-го года, а в августе того года в СССР
прошел постановочный "Первый Московский процесс", по итогам которого
было расстреляно 16 человек (включая бывших вождей Л.Каменева и Г.Зиновьева),
признанных шпионами и убийцами. Большой террор еще не начался, но Советский
Союз стремительно впадал в маразм. Несмотря на неблагоприятную обстановку для
создания честной книги о стране вероятного противника в будущей войне,
создается впечатление, что авторы
писали то, что думали об Америке, а не то, что следовало написать согласно
"генеральной линии коммунистической партии".
Разумеется,
что в отчете Ильфа и Петрова о поездке есть критика "неправильного"
социально-экономического устройства Америки, но она с лихвой перекрывается
достижениями американской цивилизации, о которых авторы пишут много и подробно.
Очевидно, что Ильф и Петров восхищены увиденным. И это отношение
распространяется даже на империалистического монстра "Дженерал
Электрик", заводы Форда, которые выпускают ежедневно семь тысяч машин (!),
да и на самого капиталиста Генри Форда, которого авторы назвали "одной из
интереснейших достопримечательностей Америки".
Больше всего в
США писателей возмутила не эксплуатация человека человеком, а Голливуд, чью
продукцию авторы обобщенно назвали Халтурой, и лицо Голливуда – Мэй Вест
("вульгарная, толстая, недаровитая баба"). Тонкая душевная
организация Ильфа и Петрова требовала "броненосцев Потемкиных", а
голливудские студии заваливали народ примитивными фильмами с участием
"недаровитых" звезд. Критика иных отрицательных явлений американской
жизни в книге носит более спокойный характер. В самом конце "Одноэтажной
Америки" есть несколько откровенно лживых страниц - о том, как
"хорошо в стране советской жить", но после этих ритуальных речей
авторы снова делают реверансы в сторону Соединенных Штатов и американцев.
Читая эту
работу, я часто ловил себя на мысли, что в ряде аспектов США 30-х не уступают
России 21 века, а в определенных сферах даже превосходят. Американские дороги и
общепит, автомобильный и гостиничный сервис, потребительский кредит и торговля
по почте – все это уже в 30-е годы было на высочайшем уровне. Особенно поражают
воображение американские автострады, про которые Ильф и Петров пишут часто и с
восторгом: "Дороги – одно из самых
замечательных явлений американской жизни"; "Соединенные Штаты имеют
сотни тысяч миль так называемых дорог высокого класса, по которым идет
регулярное автобусное сообщение. Автобусы мчатся по расписанию со скоростью 60
миль в час (96 км/час);
"Иностранец, даже не владеющий английским языком, может с легкой
душой выехать на американскую дорогу. Он не заблудится здесь, в чужой стране…
Они тщательно пронумерованы и номера встречаются так часто, что ошибиться в
направлении невозможно".
Обслуживание
автомобилистов на бензозаправках Ильф и Петров охарактеризовали как
"великий американский сервис". Провинциальная "одноэтажная"
Америка 30-х отнюдь не глушь: "во всех этих городах можно купить
автомобиль последней модели, электрический холодильный шкаф, в домах течет из
кранов холодная и горячая вода…". Сервис в Америке везде и всюду, даже в
Гранд-Каньоне: "как все американские национальные парки, он превосходно
организован. Отели и дороги, снабжение печатными и фотографическими изданиями,
картами, проспектами…". Подготовка участков под коттеджные поселки в США
уже тогда была организована лучше, чем в России сегодня: "Мы увидели целый
городок с канализацией и водопроводом, с подведенными на все участки газом и
электричеством, одним словом – город со всеми удобствами. Но без домов".
Всего на день писатели выбрались в Мексику, после чего с радостью вернулись
обратно: "Мы так привыкли к хорошим дорогам, хорошему обслуживанию, к
чистоте и комфорту, что перестали все это замечать. Но стоило нам только один
день пробыть в Мексике, как мы снова по достоинству оценили все материальные
достижения Соединенных Штатов".
Ильфу и
Петрову очень понравилась не только страна, но и люди: "американцы никогда
не говорят на ветер" (если что-то пообещали – выполнят), они всегда
помогут на дороге и охотно подскажут, как проехать до пункта назначения,
"это превосходные работники, золотые руки", "хорошие товарищи,
легкие люди"…
P.S. Читая этот отчет о путешествии, я
по-хорошему завидовал авторам. Три с половиной месяца в Америке! Ну почему я не
русский патриот с домиком в Майами, записанным на тещу?… Катался бы теперь по
стране на личном автомобиле и осматривал ее города и каньоны, как наши классики
в 30-х!
Комментариев нет:
Отправить комментарий