Все-таки
пиар – великая вещь. Все мы знаем, что
телевизор в этом отношении может творить
чудеса, но тысячи лет люди успешно
обходились без него. Случай Аристотеля
показывает, что совершенно не имеет
значения, какие именно идеи ты несешь
в этот мир – главное, это правильный
исторический PR твоей
личности. Благодаря нему Аристотель
стал таким же всемирным историческим
брендом, как и его ученик Александр
Македонский. Первый вошел в историю в
качестве великого философа, второй -
непревзойденного полководца.
Вполне
естественно, что если вы знакомы с
репутацией Аристотеля, как "наиболее
влиятельного из философов древности"
(Википедия), то сочинение этого автора
"Политика" вызовет у вас искреннее
изумление. С самых первых страниц
становится понятно, что знакомишься с
работой ограниченного и наивного
человека. Аристотель высказывает одно
бредовое суждение за другим, почти без
перерыва на какие-либо разумные мысли:
"первичным по природе является
государство по сравнению с семьей и
каждым из нас"; отношение человека к
государству является отношением части
к целому; человек, который живет вне
государства – "либо недоразвитое в
нравственном смысле существо, либо
сверхчеловек"; "во всех людей
природа вселила стремление к
государственному общению"; "природа
желает, чтобы и физическая организация
свободных людей отличалась от физической
организации рабов"; "проценты
являются денежными знаками, происшедшими
из денежных знаков. Этот род наживы
оказывается по преимуществу противным
природе"; "лучше, чтобы собственность
была частной, а пользование ею – общим"….
Аристотель
не понимает сути государства – в его
представлении это всего лишь территориальная
общность, состоящая из нескольких
селений. В этом вопросе Аристотель
ориентируется исключительно на древних
греков, чей полис (город-государство)
действительно был объединением нескольких
селений. Автор "Политики" даже не
подозревал о существовании культуры
Триполья и образе жизни северных соседей
греков – кельтов и германцев, которые
сотни лет жили "селеньями" рядом
друг с другом, но обходились без
государственной власти. Философ не
рассматривает в своей работе и восточные
государства (в частности, хорошо знакомую
грекам Персидскую империю) – то ли плохо
зная государственное устройство на
Востоке, то ли из-за полнейшего
несоответствия Персидской империи
примитивному пониманию государства
самим Аристотелем.
Несмотря
на крайнюю ограниченность рассматриваемого
материала, Аристотель считает возможным
рассуждать об идеальном государстве,
критикуя проекты Платона, Фалея и
Гипподама, а также разбирая государственное
устройство Спарты, Карфагена и критян.
Собственного проекта идеального
государства у него нет. В основном, он
занимается критикой чужих идей и реальной
практики. По нашим понятиям "Политика"
– публицистическая работа на тему
государства. Подозреваю, что никакой
философской ценности она не имела даже
в то время, когда была написана, не говоря
уже о сегодняшнем дне. Но она сохранилась
и этого достаточно, чтобы попасть в
сокровищницу мировой философской мысли.
История
мировой философии как пылосос, который
всасывает в себя все, что зафиксировано
древними мыслителями на материальных
носителях. Она не производит сортировки
текстов и последующей утилизации
примитивных или откровенно глупых
работ. Поэтому в ее закромах прекрасно
уживаются как жемчужины философской
мысли древности (Марк Аврелий. "Наедине
с собой"), так и никчемные поделки,
вроде "Государства" Платона или
"Политики" Аристотеля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий