Николай Носов.
"Приключения
Незнайки и его друзей",
"Незнайка
в Солнечном городе", "Незнайка на
Луне".
Незнайка
– культовый персонаж родом из Советского
Союза. Наряду с Чебурашкой и крокодилом
Геннадием, Винни-Пухом и Пятачком, он
входит в детский Пантеон героев, являясь
неотъемлемой частью культурного багажа
советского человека.
Большая
часть классических детских героев – и
в нашей стране, и за рубежом – может
быть отнесена к одной из трех категорий:
животные, которые ведут себя как люди
(Винни-Пух и его друзья, Багира, Балу,
мышь Микки-Маус, пес Плуто, Том и Джерри,
Муха-Цокотуха, крокодил Гена, кот
Леопольд, черепашки ниндзя, Губка Боб);
сказочные герои из рода Гомо сапиенс
(Золушка, Маугли, Элли, Том Сойер, Пеппи,
доктор Айболит и Бармалей) и фантастические
существа (Баба-Яга, Пиноккио (Буратино),
Железный дровосек, Страшила, муми-тролль,
хоббит, Карлсон, Чебурашка, Шрек). К какой
категории отнести коротышку Незнайку?
Похоже, что к последней. Что это за
существа такие - коротышки, и откуда они
берутся – Носов не объясняет, но судя
по всему, Незнайка - некий аналог
Дюймовочки. Оба они – маленькие создания,
сильно напоминающие людей, но все-таки
не из рода Гомо сапиенс. Их происхождение
– загадка. Правда, Дюймовочка существовала
в единственном экземпляре, а в сказках
про Незнайку этих коротышек видимо-невидимо.
Носов создал целую коротышечную
цивилизацию, которая освоила не только
Землю, но и Луну.
Незнайка
был "зачат" в 1952 году – в мрачной
атмосфере, предшествовавшей окончательному
решению еврейского вопроса на территории
СССР. В это время престарелый пахан-параноик
всерьез планировал продолжить дело
своего немецкого коллеги и развязать
всесоюзный еврейский погром. Но
познакомились с Незнайкой советские
дети в более подходящее для такого
знакомства время - сразу после смерти
Сталина. В 1953 году сказка "Приключения
Незнайки и его товарищей" стала
печататься в украинском детском журнале
"Барвинок". Повесть-сказка "Незнайка
в Солнечном городе" увидела свет в
журнале "Юность" в 1958 году, а роман
"Незнайка на Луне" был опубликован
в журнале "Семья и школа" в 1964-65
годах. Получается, что практически вся
жизнь Незнайки уложилась в период
хрущевской оттепели.
Между
событиями в сказках проходит некоторое
время, но герои Носова не взрослеют.
Земные коротышки – существа без возраста,
хотя на Луне встречаются и старые
коротышки, и достаточно молодые (но
детей нет и там). Зато произведения о
Незнайке словно взрослели вместе с
читателями. Первая сказка вполне подойдет
детям лет 7-9, вторая сказка придется в
самую пору 10-12-летним, а "Незнайка на
Луне" – роман для подростков (начинается
книга с дискуссии о природе лунных
кратеров – детям об этом читать еще
рановато).
Но
аудитория этих сказок отнюдь не
исчерпывается самыми маленькими
читателями. В отличие от откровенно
детской эпопеи А.Волкова о Волшебной
стране, сказки Носова вполне можно
порекомендовать и взрослым. Николай
Носов был талантливым писателем, с
богатой фантазией и отличным чувством
юмора. Пожалуй, некоторые словесные
конструкции в этих книгах рассчитаны
как раз на взрослую аудиторию: "накормив
Винтика, коротышки точно таким же образом
накормили и Пончика, который, как уже
говорилось, потерял не только вес, но
вместе с ним и остатки совести, не
потеряв, однако ж, при этом своего
аппетита".
Во
второй сказке Носов выступил в роли
предсказателя – настоящего советского
Жюль Верна. В его Солнечном городе
функционировало тотальное видеонаблюдение
за городскими улицами; "Гугл"-такси
без водителя; мебель изготавливалась
из пластмассы, существовали настенные
широкоэкранные телевизоры и шахматные
автоматы (компьютеры!). Для конца 50-х все
это было чистой фантастикой.
Говорящие
имена, которые использовал Носов во
всех своих сказках о Незнайке – отдельная
песня и чрезвычайно удачная (правда,
имя главного героя не является
оригинальным: его Носов позаимствовал
из произведений русской писательницы
Анны Хвольсон). Множество имен в книгах
представляют собой практически полную
характеристику конкретного коротышки:
Знайка, Пончик, Торопыжка, Пилюлькин,
Ворчун, Молчун, Спрутс, Звездочкин,
Жулио. При обилии действующих лиц в этих
сказках подобный прием сильно облегчает
читателям ориентацию в коротышечном
мире. Некоторые придуманные автором
имена – просто шедевры: Скуперфильд
(жадный миллионер в "Незнайке на
Луне"), Винтик и Шпунтик, Авоська и
Небоська, Кнопочка, Кисонька и Заинька,
Сахарин Сахаринович Сиропчик…
Вряд
ли дети смогут понять, что каждая сказка
описывает разные общественно-экономические
формации, поскольку с этим и не каждый
взрослый разберется. С "Незнайкой на
Луне" все более-менее ясно – там во
всех подробностях представлено
капиталистическое общество, но с первыми
двумя сказками возникают вопросы.
Похоже,
что Цветочный город, где живет Незнайка,
имеет довольно простое устройство. Он
словно деревня, в которой вместо отдельных
семей люди проживают в небольших
коммунах. Незнайка - член мужской коммуны,
состоящей из 16 малышей. Она разместилась
в отдельно стоящем доме (бараке – по
советским понятиям). В Зеленом городке,
где малыши оказались после аварии
воздушного шара, обитали одни малышки,
у которых тоже господствовала коммунальная
система, но сами коммуны по численности
были меньше, а бараки комфортабельнее
(что понятно, учитывая пол жильцов). Для
маленьких читателей в 1953 году в подобном
разделении по полу вряд ли было что-то
удивительное, поскольку в то время в
крупных городах СССР школьное обучение
было раздельным. К тому же однополое
проживание было более безопасным для
автора – смешанный коллектив малышей
и малышек в одном бараке порождал бы
неправильные ассоциации. Вероятно,
нечто сходное с коротышечными коммунами
Носова собирался построить в Китае Мао
Цзедун – как раз в конце 50-х, но у него
ничего не получилось.
Солнечный
город – это уже совсем иной уровень
общественной организации. Это некий
аналог утопического "Города Солнца"
Томмазо Кампанеллы, но сходство
исчерпывается лишь названиями. Этим
Носов как бы намекает, что это образец
идеального города. Солнечный город
находится на стадии полного коротышечного
коммунизма. И выглядит он гораздо
симпатичнее, чем бредовые мечтания
Маркса, Энгельса и всей их гоп-компании.
Это коммунизм "с человеческим лицом".
С одной стороны, в Солнечном городе все
бесплатно: еда, газированная вода, одежда
и даже автомобили, но с другой местные
коротышки живут как обычные люди – не
коммунами. Наряду с общей собственностью,
у солнечных жителей есть и частная
собственность. Как город устроен –
сказать сложно: люди работают (если
хотят), но получают не по труду, а по
потребностям; правительства нет (имеется
только полиция); партия отсутствует;
пупа Земли, который летает со стерхами
и ведет всех в светлое будущее, солнечные
коротышки не завели.
Что
интересно, но наряду с коммунальными
деревнями и коммунистическим городом
в стране коротышек имеются и вполне
обычные поселения – одно из них называется
Змеевка, где отселившиеся из Зеленого
города малыши (Шурупчик, Смекайло)
проживают в обычных домах, рассчитанных
на одного человека.
В
последней сказке про Незнайку Носов
подробно описал не просто капиталистическое
общество, как пишут в Сети, а американский
капитализм, как он его представлял.
Логично, что действие романа происходит
на Луне. Для советского человека побывать
в США и высадиться на Луне – были почти
равнозначными понятиями (в европейские
капстраны попасть все-таки было попроще).
В СССР существовал и другой взгляд на
Америку – более комплиментарный. Ильф
и Петров еще в 30-е годы написали книгу
о путешествии по США, в которой они
познакомили читателей, как с плюсами
Америки, так и ее минусами (и первых
оказалось больше!). По версии Носова
ничего хорошего в лунном (американском)
капитализме нет. Весь роман он старательно,
но весьма талантливо описывал недостатки
придуманного им лунного общества (в
конце произведения Носов заменил его
на лунный коммунизм, который не похож
ни на коммунальный Цветочный город, ни
на общество Солнечного города). Луна
при капитализме выглядит весьма
примитивной и отталкивающей, и по
прошествии времени оказалось, что она
больше похожа на современную Россию
(что отмечал и внук писателя), а не на
США 60-х, когда была создана эта книга.
Так получилось потому, что недостатки
капиталистического общества мы успешно
заимствовали (на нашей феодально-суглинистой
почве они еще больше усугубились), а
перенимать достоинства не торопимся.
При
чтении "Незнайки на Луне" возникает
впечатление, что такие корифеи российского
капитализма как Березовский и Мавроди
использовали этот роман в качестве
учебника в своих аферах. Контора Жулио,
Миги и Незнайки – это АВВА и МММ в чистом
виде. Нам говорят, что во всем виноват
Чубайс (чьи ваучеры были из той же оперы,
что и акции "общества гигантских
растений"), но разве Носов совсем не
при чем? Кто же научил наших жулио основам
афер при капитализме?…
Незнайку
можно извинить за незнание особенностей
капиталистического общества – ведь с
ними не был знаком даже Знайка. Но как
могли ринуться во все эти МММ и
Хопер-инвесты представители самого
читающего народа в мире?.. Ведь советским
людям все популярно растолковали про
эти учреждения еще в 60-е годы! Подозреваю,
что самый читающий народ в мире таковым
отнюдь не был. Или же он читал совсем не
то, что нужно. К примеру, аналог лунной
"газеты для дураков" – "Правду"….
Комментариев нет:
Отправить комментарий