четверг, 28 ноября 2019 г.

Готические истории Леонида Андреева

Леонид Андреев. Повести и рассказы.


Автор пьес, небольших повестей и рассказов Леонид Андреев в начале 20 века был весьма известным русским писателем, но до всероссийской славы Чехова или Горького ему было далеко. Причина этого лежит на поверхности: Андреев работал на весьма специфическую аудиторию – любителей мрачных историй, разной мистики и "ужасов". Если он и не был основателем русской готики, то я вряд ли ошибусь, если назову его наиболее ярким ее представителем. 

Андреев начинал свою писательскую карьеру с коротких жизненных зарисовок ("Баргамот и Гараська", 1898), но быстро перешел к созданию разнообразных печальных и жутких историй без лучика света и крупинки юмора.
Полная безнадега и смерть буквально витают над героями рассказов и повестей Андреева: в "Молчании" (1900) дочь отца Игнатия совершает самоубийство, после чего его начинает преследовать потустороннее Молчание; в "Рассказе о Сергее Петровиче" (1900) уже главный герой сводит счеты с собственной жизнью, начитавшись Фридриха Ницше (кстати, любимого автора самого Андреева, который тоже не раз пытался покончить с собой); "В темную даль" (1900) рассказывает о возвращении в родительский дом скитальца-сына, после чего в доме поселяется Страх; в "Жили-были" (1901) купец Лаврентий Петрович ложится в больницу и медленно умирает, попутно лишая надежды своего умирающего соседа; в "Рассказе о семи повешенных" (1908) к казни приговаривают семерых преступников, и каждого Андреев буквально под руку доводит до виселицы, рассматривая под микроскопом, что происходит с ними на пороге смерти.
Наверное, самый образцовый готический рассказ Андреева - "Он (Рассказ неизвестного)" (1913), а самое жуткое из прочитанных мной произведений писателя – повесть "Жизнь Василия Фивейского" (1903). В нем Андреев смешал мрак и жуть в таких концентрациях, что на выходе получилось нечто поистине ужасное. Сказать, что читать повесть тяжело – ничего не сказать.
Естественно, что к реализму готическая проза Андреева не имеет никакого отношения. Творчество Андреева представляет собой не описание окружающей его действительности, а вытаскивание на свет божий того чудовищного мрака, который таился внутри самого автора. И в этом он сильно похож на Достоевского. Некоторые произведения Андреева сразу же заставляют вспомнить о нашем классике. Рассказ "Нет прощения" (1904) – чистая достоевщина, а главный герой - вылитый Раскольников.
Но не только сходство с Достоевским прослеживается в творчестве Леонида Андреева. Ряд его произведений – стопроцентный Кафка, хотя они написаны задолго до появления первых романов Кафки. Одно из них – повесть "Красный смех" (1904) – фантасмагория на тему ужасов войны, в которой не только боевые действия выглядят как абсолютный бред, но и в мирном городе во время войны все сходят с ума. Даже в библейском сюжете о предательстве Иуды – "Иуда Искариот" (1907) ощущается что-то кафкианское, когда в конце повести автор пытается по-своему обосновать предательство Иуды и его смерть, хотя в Евангелии от Матфея она объясняется весьма просто: раскаялся и удавился.
Про Андреева Лев Толстой как-то сказал: "он меня пугает, а мне не страшно". Меня произведения Андреева тоже не испугали, но ощущение полной безнадеги во время их чтения появляется. Думаю, что людям с неустойчивой психикой читать этого автора не стоит.
Андреев умер в Финляндии в 1919 году. В СССР он оказался быстро забыт, что вполне объяснимо. В стране реальных кошмаров его литературные ужасы оказались никому не нужны. И только во второй половине 50-х, в период оттепели, когда жить действительно стало лучше и веселее, советский читатель познакомился с этим автором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий