Леонид
Андреев. Повести и рассказы.
Автор
пьес, небольших повестей и рассказов
Леонид Андреев в начале 20 века был весьма
известным русским писателем, но до
всероссийской славы Чехова или Горького
ему было далеко. Причина этого лежит на
поверхности: Андреев работал на весьма
специфическую аудиторию – любителей
мрачных историй, разной мистики и
"ужасов". Если он и не был основателем
русской готики, то я вряд ли ошибусь,
если назову его наиболее ярким ее
представителем.
Андреев
начинал свою писательскую карьеру с
коротких жизненных зарисовок ("Баргамот
и Гараська", 1898), но быстро перешел к
созданию разнообразных печальных и
жутких историй без лучика света и
крупинки юмора.
Полная
безнадега и смерть буквально витают
над героями рассказов и повестей
Андреева: в "Молчании" (1900) дочь
отца Игнатия совершает самоубийство,
после чего его начинает преследовать
потустороннее Молчание; в "Рассказе
о Сергее Петровиче" (1900) уже главный
герой сводит счеты с собственной жизнью,
начитавшись Фридриха Ницше (кстати,
любимого автора самого Андреева, который
тоже не раз пытался покончить с собой);
"В темную даль" (1900) рассказывает
о возвращении в родительский дом
скитальца-сына, после чего в доме
поселяется Страх; в "Жили-были"
(1901) купец Лаврентий Петрович ложится
в больницу и медленно умирает, попутно
лишая надежды своего умирающего соседа;
в "Рассказе о семи повешенных"
(1908) к казни приговаривают семерых
преступников, и каждого Андреев буквально
под руку доводит до виселицы, рассматривая
под микроскопом, что происходит с ними
на пороге смерти.
Наверное,
самый образцовый готический рассказ
Андреева - "Он (Рассказ неизвестного)"
(1913), а самое жуткое из прочитанных мной
произведений писателя – повесть "Жизнь
Василия Фивейского" (1903). В нем Андреев
смешал мрак и жуть в таких концентрациях,
что на выходе получилось нечто поистине
ужасное. Сказать, что читать повесть
тяжело – ничего не сказать.
Естественно,
что к реализму готическая проза Андреева
не имеет никакого отношения. Творчество
Андреева представляет собой не описание
окружающей его действительности, а
вытаскивание на свет божий того
чудовищного мрака, который таился внутри
самого автора. И в этом он сильно похож
на Достоевского. Некоторые произведения
Андреева сразу же заставляют вспомнить
о нашем классике. Рассказ "Нет прощения"
(1904) – чистая достоевщина, а главный
герой - вылитый Раскольников.
Но
не только сходство с Достоевским
прослеживается в творчестве Леонида
Андреева. Ряд его произведений –
стопроцентный Кафка, хотя они написаны
задолго до появления первых романов
Кафки. Одно из них – повесть "Красный
смех" (1904) – фантасмагория на тему
ужасов войны, в которой не только боевые
действия выглядят как абсолютный бред,
но и в мирном городе во время войны все
сходят с ума. Даже в библейском сюжете
о предательстве Иуды – "Иуда Искариот"
(1907) ощущается что-то кафкианское, когда
в конце повести автор пытается по-своему
обосновать предательство Иуды и его
смерть, хотя в Евангелии от Матфея она
объясняется весьма просто: раскаялся
и удавился.
Про
Андреева Лев Толстой как-то сказал: "он
меня пугает, а мне не страшно". Меня
произведения Андреева тоже не испугали,
но ощущение полной безнадеги во время
их чтения появляется. Думаю, что людям
с неустойчивой психикой читать этого
автора не стоит.
Андреев
умер в Финляндии в 1919 году. В СССР он
оказался быстро забыт, что вполне
объяснимо. В стране реальных кошмаров
его литературные ужасы оказались никому
не нужны. И только во второй половине
50-х, в период оттепели, когда жить
действительно стало лучше и веселее,
советский читатель познакомился с этим
автором.
Комментариев нет:
Отправить комментарий