Трудно
вспомнить более вредную литературу из
позднего СССР, чем произведения братьев
Стругацких. В значительной части их
повестей и романов действие происходит
в некоем прекрасном будущем (мир Полудня),
в котором живут замечательные русские
люди, которые не только сумели превратить
Землю в планету-сад, но и несут свет по
всей Вселенной. В этом мире будущего,
созданном Стругацкими, много диких
планет, которых русские "прогрессоры"
при помощи бывших врагов с загнивающего
Запада пытаются подтянуть до собственного
уровня.
Своими книгами братья внушали доверчивым "шестидесятникам" (всем этим "физикам-лирикам"), что в будущем СССР кардинально изменится, перестав быть империей Зла, а два биологических вида, населяющих одну шестую часть суши - упырей и мещан (охотников за коврами и мебельными гарнитурами) обернутся прогрессорами. Действительно ли Стругацкие верили в то, что через двести лет такое возможно или им просто хотелось в это верить? Судя по поздним интервью Бориса Стругацкого, в начале 60-х они серьезно надеялись на такое перерождение – ведь братья тоже были наивными шестидесятниками! Но к моменту написания "Жука в муравейнике" (конец следующего десятилетия) никаких иллюзий у авторов не осталось. Тем ни менее, обман читателей продолжился: русские прогрессоры не оставили свои попытки наставить диких инопланетян на путь истинный. Возможно, и сейчас некоторые поклонники Стругацких верят в такое будущее, хотя наша новая и новейшая история ставит крест на подобных мечтах. В реальности русская цивилизация способна рассылать во все стороны света только моторол и петровых с чепигами. Это и есть наши "прогрессоры", и никаких изменений в этом плане ждать не стоит.
Но не обязательно обращать внимание на абсолютную фантастичность "Жука в муравейнике" - ведь это сказка о будущем, и она не обязана быть научной. В качестве сказочной истории "Жук" очень хорош. Мне показалось, что это история в духе романов Чэндлера или Хэммета. Вместо героя Хэмфри Богарта – прогрессор Максим Каммерер, постаревший и поумневший балбес из "Обитаемого острова". Его босс из КОМКОНа (КГБ будущего) поручает Максиму найти прогрессора Льва Абалкина, который работал под прикрытием на одной из планет, был раскрыт, вернулся на Землю и пропал. Загадочное задание, загадочный человек, которого нужно отыскать, сплошные тайны, которые наслаиваются одна на другую – вся атмосфера "Жука" напоминает классический "нуар". И завершение романа вполне подходящее для этого жанра.
Правда, не совсем понятно, для чего в рамках одного романа Стругацкие поместили целых два произведения. Детективная линия "Жука в муравейнике" хороша сама по себе, но розыск Абалкина часто прерывается записями из его дневника, которые настолько увлекательны, что было бы логично сделать из них отдельную повесть. Одно время братья так и планировали поступить, но не смогли довести начатую историю до логического конца и использовали ее главы в "Жуке", что вряд ли пошло ему на пользу.
Финал с профилактическим убийством многим читателям, наверное, показался излишне мрачным и жестоким, но для страны, где людей расстреливали сотнями тысяч в год как раз для профилактики, в подобном исходе нет ничего удивительного. И если чуть подумать, то именно такое завершение у романа и должно быть – иначе Сикорски поступить не мог.
Есть у меня подозрение, что в КГБ после публикации "Жука" долго смеялись над фантазиями Стругацких. На дворе 22 век, некий субъект прибывает на Землю, а чекисты будущего не могут его найти! Ну это же бред! Все 20-е столетие русские только и делали, что стучали, стучат они и сейчас, и нет никаких оснований думать, что в 22 веке они перестанут это делать. Абалкин просто не смог бы никуда скрыться на Земле. Ведь он ховался не в лесах и не среди австралийских аборигенов, он вернулся на Родину – к своим соотечественникам!
P.S.: А вот интересно, куда подевались в мире Полудня Стругацких американцы? Почему они отошли куда-то в сторону и уступили свое место русским? Неужели, мы все-таки превратили Америку в радиоактивный пепел?….
Комментариев нет:
Отправить комментарий