Александр Дюма. "Три мушкетера".
"Три мушкетера" Александра Дюма – бесспорная классика мировой литературы и замечательный образец историко-приключенческого романа. И не важно, читали вы эту книгу или нет - главные действующие лица этого произведения известны всем и каждому, в том числе и в России - как Ромео и Джульетта, Шерлок Холмс и доктор Ватсон, капитан Немо и дон Кихот. Можно даже сказать, что "Три мушкетера" – это один из прочных столпов, на котором держится не только многоэтажное здание культуры Западного мира, но и маленький культурный барак, разместившийся между Западом и Востоком.
В этом не было бы ничего плохого, если бы этот роман не был тем произведением, где все перевернуто с ног на голову. "Три мушкетера" – исторический роман, где наряду с вымышленными героями (д`Артаньян, его три друга мушкетера, миледи, Констанция Бонасье) действуют и реальные исторические лица: кардинал Ришелье, король Людовик, его жена – Анна Австрийская, герцог Бекингем... Произведениям литературы на историческую тематику редко удается следовать исторической правде (хотя бывает и такое), но в случае "Трех мушкетеров" все гораздо хуже: роман не просто искажает историю Франции и гробит репутацию одного из самых выдающихся государственных деятелей этой страны – Ришелье, он все белое мажет черными красками, а абсолютное Зло выставляет в одеждах Добродетели. Как современное российское телевидение.
Когда это богом проклятое телевидение выбрало в герои России бандита по кличке Моторола – это не было доморощенным ноу-хау. Подобный прием издавна встречался в художественных произведениях, и "Три мушкетера" - один из самых ярких примеров подобного выбора. Если непредвзято посмотреть на личности дАртаньяна и его друзей, абстрагируясь от их авторской оценки как людей во всех отношениях замечательных, то мы придем к абсолютно однозначному выводу: эти люди - абсолютно аморальные типы, для которых ничего не стоит совершить убийство или государственную измену.
Начнем с главного героя – гасконца дАртаньяна. В самом начале книги этот буйный молодчик направляется в Париж, чтобы стать мушкетером. На постоялом дворе он встречает Рошфора с парой его подчиненных, который позволяет себе шутки в отношении лошади гасконца. И что же делает дАртаньян? Он хочет убить человека за невинные шутки даже не в свой адрес, а за невежливое обращение к собственной лошади!
После неудачного общения с доверенным лицом кардинала Ришелье наш герой прибывает в Париж. Он тут же продает свою старую кобылу, хотя отец перед отъездом его буквально заклинал не продавать ее. После этого гасконец умудряется организовать сразу три дуэли в один день! Как оказалось, со своими будущими друзьями – Атосом, Портосом и Арамисом. И неудивительно, что эти ребята позднее сошлись, поскольку все они одного поля ягоды. Ведь не один дАртаньян виноват в дуэлях – мушкетеры тоже были готовы убить человека по самому ничтожному поводу.
Дальнейшее знакомство с этими героями еще больше убеждает, что у них нет ничего святого. Сюжет романа в значительной мере основан на истории с подвесками французской королевы Анны Австрийской, которые она неосторожно подарила своему любовнику - английскому герцогу Бекингему. Бекингем – враг Франции и короля Людовика – мужа Анны. Крутить роман с врагом – это не просто измена венценосному супругу, но и откровенное предательство своей страны. Естественно, что Ришелье пытается использовать ее промашку, чтобы показать истинное лицо Анны королю (что является долгом первого министра короля, а не его личной прихотью), но на сторону королевы становятся дАртаньян и его друзья, которые расстраивают "козни кардинала". Ради того, чтобы переспать с Констанцией Бонасье, которая служит королеве, дАртаньян предает короля и Францию, а его друзья совершают предательство просто за компанию - чтобы помочь другу! Люди, чьим долгом была охрана короля (они же мушкетеры короля, а не королевы!), с необычайной легкостью и без каких-либо угрызений отсутствующей совести наносят удар ему в спину.
Дальше – больше. Читая роман, мы узнаем, что влюбленный в Констанцию дАртаньян ни в чем свои сексуальные аппетиты не ограничивает, а в отношении миледи совершает такие поступки, после которых превращение ее в разъяренную фурию представляется вполне естественным. Вскоре Дюма сообщает нам, что благородный Атос в своей прошлой жизни повесил свою жену – только потому, что ему не понравилось клеймо на ее плече! Портос оказывается не просто омерзительной скотиной, но и сутенером, который живет за счет замужних дам. У Арамиса не меньше скелетов в шкафу, чем у Атоса: он крутит шашни с ближайшей подручной королевы – такой же предательницей, как и сама Анна Австрийская. И тоже не брезгует ее деньгами.
В конце произведения четыре мушкетера устраивают суд Линча над бедной молодой женщиной, во время которого судят ее за убийство герцога Бекингема – злейшего врага Франции! На что оказались неспособны все солдаты французского короля, сделала одна слабая женщина – и за это ее мужики-сексисты жестоко убивают! Да, она бывшая воровка, да - она пыталась убить предателя дАртаньяна и ликвидировала изменницу Констанцию (настоящих врагов короля, а не просто первых встречных!) – все это пустяки, потому что одна миледи стоит целой армии! Она не просто удачливая шпионка – она гений шпионажа, рядом с которой можно поставить лишь Джеймса Бонда. Убить миледи – то же самое как казнить агента 007 за ликвидацию Блофельда и пары-тройки его приспешников!
Как же так вышло, что вся эта гоп-компания в составе дАртаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса стала в один ряд с самыми популярными в мире литературными персонажами, несмотря на все свои злодейства? Ответ прост: благодаря таланту Дюма (в какой мере ему помог его соавтор Огюст Маке – сказать трудно). Дюма сумел влюбить своих читателей в этих героев, а любимым прощают все! Даже у меня главный герой "Трех мушкетеров" со временем стал вызывать симпатию (до его дурацкой интрижки с миледи), поскольку волею автора он сильно изменился после приезда в Париж: дАртаньян поумнел и стал гораздо серьезнее. Кроме того, автор не акцентирует внимание читателей на преступном поведении мушкетеров, и если не задумываться о моральных аспектах их поступков, а бездумно следовать за Дюма и его героями по их извилистому пути, то преступления мушкетеров читатель и не заметит. Тем более, что многие из них Дюма самым наглым образом выдает за подвиги. Ведь сражаются мушкетеры с силами Тьмы, с настоящим Злом в обличье кардинала, миледи, Рошфора и прочих негодяев.
Когда Дюма выбрал на роли положительных героев людей, мягко выражаясь, не высоких моральных качеств, ему пришлось измазать черной краской всех тех, кто противостоял им. И не важно, что эти персонажи романа были реальными патриотами Франции и отстаивали интересы не заграничных разведок, а собственной страны. Они посмели выступить против дАртаньяна и его друзей, и по всем неписаным литературным законам должны были превратиться в злодеев. "Три мушкетера" – роман приключенческий, в котором главный герой не может быть отрицательным. Он на стороне абстрактного Добра (на этой стороне находится и читатель). По этой причине всех представителей противной стороны Дюма пришлось причислить к силам Зла. И больше всех от этого литературного закона пострадал кардинал Ришелье – единственный из романных злодеев, кто был реальной исторической личностью (миледи и Рошфор имели прототипов, но весьма отдаленных). Если бы реальный Ришелье действительно был похожим на своего книжного двойника, то выдумки Дюма по его поводу не имели бы большого значения. Но проблема в том, что исторический Ришелье и кардинал в книге Дюма отличаются как небо и земля.
Арман Жан дю Плесси Ришелье — многолетний фактический правитель Франции, который более 18 лет (с 1624-го года и до своей смерти в декабре 1642-го) в качестве первого министра возглавлял административный аппарат при Людовике 13-м. Ришелье был умным и деятельным человеком, и самое главное – патриотом своей страны, который интересы Франции ставил выше собственных. Он был выдающимся политиком, который укрепил власть короля внутри страны, что в тех условиях отвечало интересам всех французов, за исключением ряда аристократов, которые периодически устраивали заговоры против Людовика. Не применяя излишнего насилия, Ришелье завершил многолетнюю религиозную войну между католиками и протестантами (гугенотами), которая разрывала страну на два лагеря (при взятии опоры гугенотов - крепости Ла-Рошель никто из защитников города не был осужден или наказан, а королевская армия воздержалась от обязательных в то время грабежей). При Ришелье во Франции не полыхали костры инквизиции, поскольку католический кардинал не был мракобесом и отстаивал интересы государственной власти, а не папской курии. Кардиналу удалось превратить Францию в ведущую мировую державу того времени - в основном, с помощью внешнеполитических интриг, а не кровопролитных войн (в Тридцатилетней войне Франция при Ришелье долгое время сражалась с Испанией с помощью закулисных переговоров и денег, выделяемых шведам, которые противостояли Габсбургам в Германии).
Поскольку у Дюма Ришелье – злодей, то о достижениях кардинала во благо Франции Дюма предпочитает не упоминать, хотя при знакомстве читателей с Ришелье Дюма все-таки счел нужным назвать кардинала "одним из самых замечательных людей своего времени". В конце книги автор "Трех мушкетеров" снова сделал реверанс в сторону Ришелье, изобразив кардинала умным человеком, который мог отомстить дАртаньяну и его друзьям за их бесчинства, но предпочел привлечь способного гасконца на свою сторону. Все остальное время Дюма старательно втаптывал этого "замечательного человека" в грязь.
Учитывая, что реальных грехов за Ришелье числилось не так уж много, все, что Дюма сообщает по ходу развития сюжета о кардинале, представляет собой явную неправду.
У Дюма кардинал влюблен в королеву, а поскольку она не отвечает ему взаимностью, то Ришелье постоянно строит козни, чтобы вызвать гнев Людовика в ее адрес (кстати, так полагала и сама Анна Австрийская – это не было выдумкой автора "Трех мушкетеров"). На самом деле никакой любви кардинала к королеве не существовало в природе (Ришелье не сильно занимали плотские вопросы, и женскому обществу он предпочитал компанию своих многочисленных котиков), а инициатором размолвок между ними была исключительно Анна Австрийская. Она была неизменным участником заговоров, которые были направлены против кардинала и короля. После раскрытия очередного из них, в 1637 году, кардинал спас королеву, отговорив Людовика от развода с ней. Лишь незадолго до смерти Ришелье Анна решила заключить союз с кардиналом, ища у него защиты от своего супруга, который не оставлял надежды развестись с ней. Королева выдала Ришелье планы заговорщиков, которые хотели возвести на престол младшего брата короля – Гастона Орлеанского, а кардинал помог ей сохранить свое положение при дворе.
В романе королевские мушкетеры (хорошие парни) противостоят гвардейцам кардинала (плохим ребятам). И каждый раз после очередного избиения гвардейцев мушкетерами, кардинал бежит к королю и жалуется на них. В реальности у кардинала никакой гвардии не было вовсе. До мая 1626 года у первого министра короля не было охраны, но после раскрытия заговора против него король распорядился выделить Ришелье особый отряд вооруженных мушкетеров, которые его сопровождали в поездках по стране. А когда Ришелье был рядом с королем, то его охрану осуществляли те же королевские мушкетеры. Никакой конкуренции между "гвардейцами кардинала" и "королевскими мушкетерами" не было и в помине.
Не существовало и придуманного Дюма противостояния между кардиналом и королем: в романе дАртаньян вынужден выбирать между королем и кардиналом перед боем мушкетеров и гвардейцев в самом начале романа. Не могло быть такого выбора у тогдашнего французского дворянина! Кардинал не был врагом короля. Их периодические разногласия по тем или иным вопросам никак не тянут на некий конфликт двух противоборствующих сил. После смерти своего первого министра Людовик выполнил все его предсмертные просьбы и назначил его преемником ближайшего помощника Ришелье - кардинала Мазарини, которого выбрал сам Ришелье.
По Дюма именно кардинал заказал убийство герцога Бекингема, что миледи с блеском и осуществила, но в реальности Ришелье не имел отношения к его смерти, хотя и воспринял ее с облегчением, поскольку одним непримиримым врагом у Франции стало меньше.
Понятно, что настоящий кардинал не совершал и злодейств в отношении выдуманных Дюма персонажей: не похищал Констанцию, не подсылал убийц к мушкетерам, которые направлялись в Англию, чтобы вернуть подвески королевы, не заточал г-на Бонасье в Бастилию, не арестовывал Атоса (по ошибке вместо дАртаньяна) и не давал миледи санкции на любые ее злодейства…
Пожалуй, единственная правда о Ришелье в "Трех мушкетерах" касается разветвленной шпионской сети кардинала. Действительно под его началом была самая эффективная секретная служба того времени, и его шпионы (разведчики) были буквально повсюду, что было вызвано отнюдь не паранойей кардинала: и у него, и у короля была масса врагов – как внутри страны, так и за границей.
Политических деятелей, подобных Ришелье, в истории Франции немного, но ради создания увлекательной истории Дюма без всяких колебаний угробил репутацию своего соотечественника. И сейчас Ришелье в мировой истории болтается где-то неподалеку от Гитлера и Муссолини – главных европейских злодеев. Возможно, кого-то такая посмертная популярность вполне бы устроила, но только не самого Ришелье: если бы он хотел остаться в истории в ряду подобных деятелей – у него были все возможности, чтобы заработать себе репутацию негодяя, но он ими не воспользовался.
Комментариев нет:
Отправить комментарий