Май Шёваль
и Пер Валё. "Швед, который исчез" (1966), "Человек на
балконе" (1967), "Негодяй из Сёфле" (1971), "Подозревается
в убийстве" (1974)
Если бы
комиссар Мегрэ не испытывал сильной тяги к спиртному, курил не трубку, а
сигареты, да вдобавок ко всему родился в Швеции, то он был бы Мартином Беком.
Комиссар Бек — главный герой десяти романов шведских писателей Май Шёваль и Пер
Валё и, честно говоря, я не вижу принципиальной разницы между ним и его более
знаменитым коллегой Мегрэ. Не видели ее и создатели комиссара Бека, которые в
одном из последних романов серии сами назвали его "шведским Мегрэ".
За пару-тройку
месяцев я прочел несколько романов про Мегрэ и Бека — при всей разнице во
времени, когда происходят события, в национальности персонажей, да и в
писательском стиле авторов — Бек и Мегрэ у меня практически слились в один
персонаж. И ничего плохого в этом нет.
Мартин Бек,
как и Жюль Мегрэ, — это образец следователя. Если представить себе типичного российского следователя (фабрикация
уголовных дел, взятки и другие коррупционные преступления, неумение
расследовать мало-мальски сложные дела, презрение к людям и т.д.), то комиссары
Бек и Мегрэ — это полные его противоположности. Поэтому читатель и сопереживает
им, и даже — не побоюсь этого слова - любит. Оба героя не гиганты мысли,
но достаточно умны. А главное - и Бек, и Мегрэ стараются хорошо делать свою
работу — это люди, которым очень подходит определение "настоящие
профессионалы". Действуют они не по какой-то чудодейственной методике, а
чаще всего по формуле: если долго мучиться — что-нибудь получится.
Профессионализм, желание работать, терпение, доброе отношение к людям — вот такими
мы и хотим видеть следователей в реальной жизни.
Романы про
комиссара Бека весьма разные по своему уровню.
Вершина серии - четвертая книга "Смеющийся полицейский" ("Рейс
на эшафот") — один из лучших детективов всех времен и народов. Хороши
также "Розанна" (первый роман серии) и "Человек на балконе" (третий) из
этого сборника.
В данной книге
представлены четыре романа, три из которых не относятся к лучшим образцам
детектива. "Швед, который исчез" — второй роман серии и по сравнению
с предыдущей книгой "Розанна" — большой шаг назад.
Прежде всего, потому что первая половина книги невыразимо скучна: в Будапеште
пропал некий шведский журналист и комиссар Мартин Бек летит в столицу Венгрии,
чтобы разыскать его там. Действия как такового почти нет, никакой интриги тоже.
Абсолютно ничего не понятно насчет пропавшего шведа и Бек не видит перспектив в
этом деле — мы в этом вопросе вполне с ним солидарны. Ко всему прочему
раздражает чрезмерно детальное описание в ряде моментов (комнат, содержимого
шкафов и чемоданов). Местами книга напоминает протокол осмотра места
происшествия. Вторая часть романа получше: в произведении наконец-то появляется
детективная интрига - весьма оригинальная, но вполне предсказуемая для думающего
читателя. Финал вгоняет комиссара Бека (как и читателя) в некоторую печаль —
преступника просто жалко.
"Подозревается в убийстве"
("Убийцы полицейских") — тоже откровенно не удался. Здесь, в
противоположность "Шведу", начало великолепное — следить за
расследованием одно удовольствие. И вдруг все меняется: в линию повествования
о расследовании убийства женщины в худших традициях Квентина Тарантино
врывается совершенно самостоятельный сюжет о перестрелке воров с полицейскими.
Эта сюжетная линия портит все — она, разумеется, связана с главным
расследованием, но эта связь притянута за уши. Вдобавок ко всему авторы так увлеклись обличением капиталистических язв родной Швеции, что читать роман по-настоящему противно. Критика современного им общества проскальзывает у
Валё и Шёваль во всех книгах, но здесь она совершенно разнузданная (еще
похлеще, чем в предыдущем романе "Запертая комната", где Швеция
начала 70-х изображена авторами крайне неприглядно). Все это портит неплохой
детективный роман напрочь. Собственно детектив во второй половине романа уходит
куда-то на второй план.
Интересно, что
в этом предпоследнем романе серии появляются два преступника из предыдущих
романов, которые отсидели свое, вышли на волю и вновь повстречались Мартину
Беку. Один из них и стал главным подозреваемым.
Лучший роман в
этом сборнике - "Человек на балконе". Это действительно классической
детектив на современную тематику — Мартин Бек с помощниками ловит серийного
убийцу, который охотится за девочками. Читать обязательно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий