пятница, 23 января 2015 г.

Сергей Довлатов. "Компромисс".





Формально это книгу можно охарактеризовать как записки журналиста Довлатова о своей работе – аналогично запискам надзирателя Довлатова в "Зоне". Писатель цитирует какой-нибудь отрывок из советских газет (в ряде случаев из своих газетных статей), а потом рассказывает реальную историю, которая скрывалась за этой публикацией. В газетах писали одно, а жили советские люди совсем по-другому – смысл этой книги именно такой. Так что, это произведение весьма актуально для современного россиянина – в СМИ у нас тоже совсем иная жизнь, чем в гниющей реальности.  

воскресенье, 11 января 2015 г.

"Зона" Сергея Довлатова



"Зона" имеет подзаголовок "записки надзирателя" – и это весьма точная характеристика этого произведения. Надзиратель Довлатов вспоминает о своей службе во внутренних войсках, охранявших один из исправительных лагерей в Коми. Вспоминает в своей обычной документально-художественной манере. С одной стороны, эти записки почти мемуары, но с другой - писатель добавляет в них что-то от себя, пишет о себе как в первом, так и в третьем лице (причем, использует вымышленную фамилию), поэтому, где у него кончается чистая правда и начинается вымысел – совершенно непонятно.

воскресенье, 4 января 2015 г.

Несъедобный винегрет про комиссара Бека



Май Шёваль и Пер Валё. "Запертая комната" (1972)


Из десяти романов шведской семейной пары о комиссаре Беке во всех последних книгах Валё и Шёваль уделяли чрезмерно много места критике Швеции конца 60-х-начала 70-х. Если верить этим писателям, то более мрачную и бесперспективную страну, чем Швеция, и найти сложно. Все социальные институты деградируют, богатые и те, кто у власти, живут все лучше, а простой народ все хуже. Я читаю все это — и совершенно не верю авторам.