А. и Б.Стругацкие. "Понедельник начинается в субботу" (1965) и "Сказка о Тройке" (1967, 1989)
Фильм "Чародеи" (1982), снятый по мотивам
повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу" (и по сценарию,
написанному братьями), получился настолько удачным, что затмил собой
литературный первоисточник. Причина этого проста: в фильме есть увлекательная
история, а в "Понедельнике" ее нет.
Содержание повести можно изложить в трех
предложениях. Некий программист Привалов приезжает в глухую провинцию, где
устраивается на ночлег в странной избе-музее, напичканной разными чудесами.
Затем в повествовании следует прыжок через полгода: программист уже работает в
научно-исследовательском институте, специализирующимся на чудесах и волшебстве (НИИЧАВО), где
заступает на новогоднее дежурство, которое получается весьма веселеньким – для
героев книги, но не для читателей. Еще через какое-то время Привалов и его
коллеги-чародеи решают казус с попугаями – от этого
"интеллектуального" ребуса аж скулы сводит от скуки.
Чудес в НИИЧАВО
выше крыши – я бы даже сказал, явный переизбыток. Концентрированная сказочность
раздражает: создается такое впечатление, что авторы впихнули в произведение
все, что смогли вспомнить из сказок и мифов – причем не только доморощенных.
При этом, в повести практически ничего не происходит! Действия, как такового,
нет. В основном, идет описание разных волшебных вещиц и сказочных персонажей.
Плохо и то, что
главные действующие лица повести на живых людей не очень похожи: единственная
их характеристика – нездоровый интерес к работе. Они готовы работать и днем, и
ночью, и даже в Новый год! Это не люди, а настоящие роботы!
Говорят, что
эта повесть в 60-х годах была весьма популярна – возможно, что так и было. В те
времена можно было даже поверить в НИИЧАВО – СССР регулярно отправлял людей в
космос, строил атомные электростанции и производил другие чудеса. В 2014 году
"великая Россия" сподобилась на "Йотафон 2" – вот наше
главное чудо из чудес. В этой стране нет уже ничаво! Кроме телевизора. В таких
условиях читать веселенькую повесть про наших доморощенных магов и волшебников
совершенно не тянет. Не то настроение.
Продолжение
"Понедельника" - "Сказка
о тройке" – это стопроцентная творческая неудача Стругацких. Если бы они
творили в наше время, то я бы назвал эту сатирическую сказку убогим подражанием
даже не Пелевину, а псевдо-Пелевину. По своей стилистике произведение сильно
напоминает роман псевдо-Пелевина "Снафф" – написанный не Виктором
Пелевиным, а литературными неграми, которые за образец взяли отнюдь не лучшие
образцы прозы настоящего Пелевина. Как братья Стругацкие дошли до жизни такой –
не представляю, но фактический запрет на публикацию этой повести в
доперестроечном СССР лично я поддержал бы. Переводить бумагу на эту макулатуру
действительно не стоит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий