Книга
представляет собой сборник юмористических
фантастических рассказов, объединенных
фигурой главного героя – Ийона Тихого
– галактического путешественника и
первопроходца. Чем прославился этот
Ийон из рассказов не очень понятно (это
произошло до его "путешествий"),
но, судя по всему, примерно тем же, чем
и барон Мюнхгаузен – своей абсолютной
правдивостью…. Отличия этих двух героев
непринципиальны: барон "переживал"
свои приключения на Земле (по большей
части), а Тихий – в космосе.
Я
думаю, что Лем изначально писал своего
героя именно с Мюнхгаузена, поскольку
о нем он упоминает в предисловии к
"дневникам" как о предшественнике
Тихого. Самый мюнхгаузеновский рассказ
из этого сборника – история про охоту
на курдля ("Путешествие четырнадцатое").
Курдль – это инопланетная Годзилла,
которую можно убить только изнутри, что
не останавливает бесстрашного и
небрезгливого главного героя…
Стилистического
единства в этих произведениях нет,
поскольку они создавались в разное
время: основная масса рассказов вышла
в период с 1953-го по 1971 год. В целом рассказы
про Ийона напоминают другой шедевр Лема -
"Абсолютная пустота", сборник
рецензий на несуществующие книги.
Многие
из рассказов о приключениях Тихого будут понятны даже подростку
("Путешествие седьмое", где вместо
одного Тихого читатель встречает целый
выводок Ийонов, или "Путешествие
восьмое"), но есть здесь произведения,
которые не каждый гуманитарий с высшим
образованием сможет дочитать до конца,
поскольку Лема заносит в откровенную
философию (в "Двадцать первом
путешествии" инопланетные роботы-монахи
долго и нудно излагают Тихому свое
понимание Бога).
Юмор
у Лема часто переходит в жесткую сатиру.
В "Путешествии восьмом", в котором
Тихий стал представителем Земли в
Организации Объединенных Планет, автор
не просто высмеял все человечество, он
нанес оскорбление и чувствам верующих:
"их Совершенным Творцом был случайный
матрос, выплеснувший на скалы мертвой
планеты ведро перебродивших помоев,
ради забавы наделив эти жалкие зародыши
свойствами, которые сделают их посмешищем
целой Галактики!".
"Путешествие
тринадцатое" изначально было
неприкрытым издевательством над
коммунистической утопией, но в современной
России оно воспринимается несколько
по-другому. В первой части этого рассказа
Тихий столкнулся с местным правосудием
на планете Пинта, и получил свою законную
"двушечку" за найденную на его
корабле банку шпрот (что явилось
"чудовищным оскорблением самых святых
пинтийских идеалов"). Когда читаешь
этот рассказ сейчас, то возникает
впечатление, что в нем досталось
современной "православно-чекистской
цивилизации", поскольку в голове
сразу же всплывают аналогичные судебные
процессы в России за последние годы. Во
второй части этого рассказа Лем посмеялся
над идеологией коллективизма, которая
в своей крайней форме восторжествовала
на планете Панта, находящейся неподалеку
от Пинты. Похоже, что мы в России живем
точно по Лему: только-только сбежали с
Панты, так сразу же попали на Пинту!
В
"Путешествии восемнадцатом" Лем
поглумился над авторами теории Большого
взрыва. Вместо это абсурдной теории
происхождения Вселенной Лем предложил
свою – не менее нелепую, но более смешную.
Согласно Тихому, Вселенную создал он:
"путешествие, мною предпринятое,
имело целью сотворение Вселенной. И не
какой-нибудь новой… Отнюдь. Имелась в
виду та самая Вселенная, в которой мы
живем"… Не буду рассказывать, как он
это сделал, чтобы не лишать вас удовольствия
от знакомства со "Звездными дневниками"
– книгой, которая является одной из
вершин юмористической литературы 20
столетия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий