Странная книга
– без привлекательных для читателя героев и с такой же неинтересной историей. В
этом романе известный чешский писатель поведал нам о взрослении поэта-графомана
Яромила, которое сопровождается навязчивой опекой его мамочки. Через 16 лет
после окончания работы над книгой Кундера написал послесловие к роману,
стараясь объяснить читателям, для чего он создал свой мир, вращающийся вокруг
несимпатичного вечного подростка и его отталкивающей мамаши. Но даже после прочтения
послесловия смысл романа останется для вас тайной за семью печатями.
Кундера создал
роман-гибрид по образцу "Унесенных ветром" Маргарет Митчелл. В том
классическом романе любовная история разворачивалась на фоне гражданской войны
в США. Здесь же большая часть романного времени отведена автором сексуальным
проблемам главных героев, с которыми мы вынуждены знакомиться на фоне Второй
мировой войны и захвата коммунистами власти в Чехословакии в 1948 году. Собственно,
секс всегда был главной составляющей произведений раннего Кундеры, на какую бы
он тему не писал: все у него начинается с секса и им же заканчивается. И этот
роман не исключение, но здесь самого секса, его ожидания или мучительного
отсутствия очень много. Даже когда речь заходит о политике, то и в эти моменты
Кундера не может обойтись без него. Да и финальная смерть поэта весьма тесно
связана с этой маленькой частью человеческого бытия.
Не скажу, что
все плохо в этом романе: начало весьма вдохновляющее, да и предпоследняя часть
явно выделяется на фоне основного текста. Но до этой части еще надо добраться,
продираясь сквозь комплексы Яромила и его мамочки, и путь этот осилят явно не
все – тем более, что Кундера старательно усеивает его искусственными
препятствиями, вроде части второй, которая абсолютно не связана с первой и
читатель понимает, что это было, только добравшись до пятой….
Комментариев нет:
Отправить комментарий