Непелевин
Прочитав
несколько десятков страниц книги В.Пелевина "Снафф", я вдруг поймал
себя на мысли, что Виктор Пелевин умер. Иначе чем объяснить появление столь
ужасающего текста — совершенно непелевинского?…
Были и раньше
у Мастера работы — скажем так, не дотягивающие до "Чапаев и Пустота"
— роман "Числа", к примеру.
Проскальзывали в его книгах и мат, и разные похабности. И
женоненавистничество, конечно же, присутствовало. В "Снаффе" тоже
есть мат, пошлость без всякой меры и патологическая ненависть к бабам. Проблема
в том, что нет всего остального — чем, собственно, Пелевин отличался от других
писателей - буйной фантазии, пронизанной единой философской доктриной (нет
никакого иного материального мира, чем тот, который существует в нашей голове).
В "Снаффе" философией и не пахнет (ну, может в самой концовке есть
нечто похожее), а при формальном наличии фантазийной составляющей (в книге
изображается некое наше будущее) собственно специфических пелевинских выдумок
как раз и нет. Пошленький романчик в стиле фэнтези. И это, однозначно, не
Пелевин.
Но кто тогда
автор и где сам Пелевин? Зная, что мания величия — это второе имя Пелевина,
невозможно предположить, что живой и находящийся в здравом уме и твердой памяти
писатель дал бы свое имя, чтобы украсить обложку книги, написанной неизвестным
литературным негром. Остается предположить, что Виктор Пелевин умер или
превратился в овощ, а его издательство, не желающее терять доходы от издания
книг одной из самых крупных "дойных коров" из современных русских
писателей, просто сделало вид, что Пелевин жив и успешно трудится на благо
родного издательства. Капиталисты! - Что с них возьмешь? — Они и маму родную
зарежут ради прибыли, а уж скрыть смерть ни с кем не общающегося затворника —
для них проще простого. Для написания "Снаффа" они, скорее всего,
нашли какого-то бывшего пэтэушника, не совсем бесталанного, разумеется, но
который не представляет, как можно писать для какой-то иной аудитории, чем его
бывшие однокашники. Этим людям такой текст наверняка понравится (если они
вообще читают какие-то тексты), а вот поклонникам Пелевина остается только
плеваться и жалеть свои деньги, потраченные на эту чепуху.
Когда
скончался наш лучший писатель конца 20 века? - Вероятно в 2011 году. В конце
2010 года был выпущен однозначно пелевинский сборник "Ананасная вода для
прекрасной дамы" — одна из лучших его вещей. "Снафф" был издан в
конце 2011-го. Между этими датами все и случилось. Возможно, что изначальная
идея произведения все-таки была пелевинская, а вот во что роман превратили
литературные негры (негр) — ни словами сказать, ни пером описать. Чтобы было
похоже на Пелевина, авторы сей книжонки активно использовали его приемчики:
употребление английских слов и выражений — в этой книге это происходит чаще
всего без какого-либо смысла, а также похабщины и мата (тут они явно
переборщили): ебальник, мандалайка, ядерный холокостинг, спермоприемник.
Наверное, эти
"негры" гордятся тем, что привычные нам слова и выражения они
использовали в своем мире будущего совсем в ином смысле (мрачные правозащитники
(т.е. бандиты), ГУЛАГ, орки), а также придумали новые слова, которых нет в
русском языке: пупарасы, моторенваген, офшары, уркаган, Уркаина. Собственно, из
книги запоминается как раз вот эта немудреная лексика, а не некая идея произведения
(которой нет), не рассуждения автора о женщинах (их много, но все это мог бы
сказать о женщинах и ваш сосед — безработный алкоголик) и не герои, которые по
большому счету представляют из себя просто фамилии в тексте.
Читать этого
Непелевина, конечно же, не стоит. Книга ни о чем, без названия и без автора.
Для читателей это лишь потеря времени и денег. А вот издательство, напечатавшее
эту книжку, материально явно не пострадало. Пусть тело Пелевина умерло, но имя
его живет и будет жить еще долго. Возможно, что и через 20 лет нам будут
исправно печатать книжки с фамилией Пелевин на обложке, а Пелевин займет место
вечно живого Ленина в наших сердцах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий